Фермеры Пригородного района просят губернатора и Минсельхоз защитить их от мести соратника экс-мэра Тагила Диденко. «Угрожает вырезать 200 коров, молоко которых мы продаём на завод Danon»

В селе Кайгородском Пригородного района разгорается борьба за местное сельхозпредприятие. Более десяти лет молочная ферма, тысячи гектаров леса и пашни были подконтрольны бывшему директору завода ЖБИ-2 Владимиру Курышеву, близкому семье экс-мэра Нижнего Тагила Николая Диденко. Летом 2015 года несколько жителей села решили восстановить историческую справедливость и забрать у бизнесмена активы, собственности на которые Курышев, по их мнению, незаконно лишил бывших сотрудников Южаковского совхоза. Подделка документов, на которую селяне не обращали внимания с середины «нулевых», обернулась уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере. Теперь жители готовятся к многомесячным судебным тяжбам и просят областное руководство защитить их предприятие от мести обиженного хозяина. Подробности истории – в материале АН «Между строк».

В 1962 году четыре колхоза села Южакова – имени Ленина, Горького, Ильича и «Путь к коммунизму» – объединились в Южаковский совхоз. В 1992 году совхоз акционировали, а его филиал в селе Кайгородском преобразовался в одноимённое коллективное сельскохозяйственное предприятие (КСП) в рамках областной программы. Паи в новом предприятии приобрели 246 местных жителей, получив право на долю от результатов хозяйственной деятельности. На балансе у КСП числились объекты недвижимости и незавершённого строительства, техника и стадо коров. Кроме того, предприятие получило в аренду на 49 лет лесные угодья площадью 4 463 га с правом лесозаготовки 10 тысяч кубометров древесины в год.

«Предприятие работало, времена, конечно, были разные – и хорошие, и плохие. В 2004 году положение ухудшилось, и тогдашний директор Николай Ткачёв обратился на завод ЖБИ», - рассказывает Светлана Давлятшина, приехавшая в Кайгородское в 2000 году.

Директор завода Владимир Курышев согласился сотрудничать с фермерами. В селе начало деятельность ООО «Подкова», учредителями которого стал завод, аффилированная с ним структура и местные жители. По словам Давлятшиной, новая компания оказывала КСП ремонтные, транспортные и другие услуги «по завышенным ценам», а активы сельхозпредприятия стали переходить под контроль кредитора. В 2009 году «Подкову» продали, а животноводческая ферма, пашни и леса перешли под контроль нового предприятия – крестьянско-фермерского хозяйства «Курышев В.Ф.» (КФХ).

«Я была директором “Подковы”, а затем и КФХ, – говорит Давлятшина. – Курышев к нам приезжал иногда, давал команды, но основной работой занималась я. Людей у нас работало сначала 60 человек, в последнее время – 38. Сейчас на ферме 200 дойных коров, ещё 230 – молодняк и бычки. В месяц мы надаиваем около 90 тонн молока, большую часть – 60 тонн - поставляем на завод Danon в Екатеринбург, ещё 25 тонн продаём в розницу через точки в разных районах Нижнего Тагила, остальное уходит на телят. Годовая выручка предприятия порядка 25 миллионов рублей».

По словам Давлятшиной, пайщики КСП «Кайгородское», к которым она не принадлежит, забыли о существовавшем когда-то предприятии. С 2005 года его директором стал юрист Курышева – Дмитрий Чирков. Как он появился, никто не помнит. Большая часть из 246 жителей-пайщиков – пожилые люди, 56 человек умерли, 37 переехали из Кайгородского, поэтому своё право на имущество и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия многие годы никто не предъявлял. Лесозаготовка, право на которую принадлежит КСП, также ушла с согласия Чиркова структуре Владимира Курышева – ООО «Ураллес».

«Сколько они вырубали и куда шли эти деньги – мне не известно. Даже если положенные 10 тысяч кубов, то это несколько миллионов рублей в год», - объясняет Светлана Давлятшина.

В начале 2015 года у Владимира Курышева и его подчинённой возник конфликт. Директор его крестьянско-фермерского хозяйства несколько месяцев готовила документы для участия в областной программе развития молочного направления.

«Мы хотели построить новые дворы, а также закупить роботов – доярок сейчас в деревне нет. Общая стоимость проекта должна была составить 112 миллионов рублей, при этом Курышев вкладывал только 6 миллионов. Грех было не воспользоваться таким проектом! Деньги нам должен был дать “Россельхозбанк” под 13% годовых. При этом нам первым согласовали такой большой срок – 15 лет. После ввода объектов и оборудования государство нам бы вернуло в качестве субсидий 30% от стоимости стройки (56 млн) и 70% от стоимости оборудования (56 млн). Когда Курышев сказал, что мы не будем проводить модернизацию, я заявила, что больше не буду работать, мне надоело в навозе копаться», - рассказывает экс-директор КФХ.

Светлана Давлятшина хотела уволиться сразу, но её уговорил доработать, по её словам, свердловский министр сельского хозяйства Михаил Копытов, чтобы КФХ не сорвало областные показатели. Как рассказывает Давлятшина, летом Владимир Курышев начал нервничать и изъял из бухгалтерии все документы, в том числе бумаги 90-х годов, касающиеся забытого КСП «Кайгородское». Именно тогда в руки Давлятшиной и главбуха Нины Зайцевой попал старый протокол о назначении правлением директора КСП Дмитрия Чиркова.

«Мы сразу поняли, что подписи в протоколе подделанные», - говорит Давлятшина.

Являющаяся пайщиком Нина Зайцева, по словам нашей собеседницы, решила обратиться по данному факту в правоохранительные органы. Обиженная на директора Светлана Давлятшина её поддержала. Женщины поняли, что недвижимость, техника, стадо коров, выведенные через ООО «Подкова» в фирму Владимира Курышева, могут быть возвращены в собственность населения Кайгородского. Женщины прошли несколько кругов в прокуратуре, полиции, но получили отказ – срок давности по «поддельному» протоколу прошёл. Тогда Зайцева и Давлятшина, которая стала к тому времени новым директором КСП «Кайгородское» (жители села поддержали её порыв по возврату предприятия в народную собственность), решили оспорить сделки по продаже командой Курышева части недвижимости в 2013 году. После нескольких писем крупным чиновникам, в том числе полпреду Игорю Холманских, на Дмитрия Чиркова завели уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере».

Сейчас новый руководитель КСП «Кайгородское» пытается вернуть утерянное за 10 лет имущество в состав предприятия. КФХ «Курышев» при этом продолжает вести бизнес.

«Его представители признаются в разговоре с нами, что суды через несколько месяцев вернут нам недвижимость и технику. С коровами сложнее – тех, что ставили в 1992 году на баланс КСП, уже нет. Хотя мы считаем, что Курышев нам должен вернуть численность поголовья. А они, в свою очередь, говорят, что вырежут всех коров и не оставят нам ничего», - объясняет Давлятшина.

Чтобы сохранить поголовье от мести бывшего руководителя, Светлана Давлятшина опять пишет обращения региональному руководству.

«Мы написали губернатору, министру сельского хозяйства, председателю Общественной палаты Станиславу Набойченко. Государство должно нас защитить. Если Курышев убьёт коров, без работы останется почти 40 человек, а село без предприятия! Местным властям жаловаться бесполезно. Носов не поможет – к Тагилу мы никакого отношения не имеем, а [глава Пригородного района] Кулиш – друг Курышева», - жалуется директор КСП «Кайгородское».

По её словам, жители поддерживают восстановление предприятия. Давлятшина планирует вновь заявиться на программу Минсельхоза, а также привлечь инвесторов.

«Сейчас люди ударились в сельское хозяйство, думают - там интересно и здорово. Молочное производство сейчас действительно на подъёме. Если в предприятие вложить деньги, то мы сможем продавать большую часть в розницу, а на Danon в два раза дешевле», - объясняет Светлана Давлятшина.

Владимир Курышев с оценкой событий своей бывшей подчинённой полностью не согласен. Бизнесмен говорит, что спас КСП от банкротства в трудные годы, всё имущество передано ему законно – за долги, а Светлана Давлятшина преследует личные цели, потому что сама нарушала закон.

«Я 10 лет на свои деньги их содержу, чтобы люди работали. Когда у них были задержки зарплаты по полгода, я дал свои деньги. В итоге у КСП образовалась перед моим предприятием задолженность, но я не стал их банкротить, а перевёл всех людей ко мне. Я там ещё ни копейки зарплаты не получил за всё время. А бучу там наводит мой бывший директор Давлятшина, которая растранжирила деньги. Я её уволил, сейчас проводится аудиторская проверка. Это я буду, скорее всего, заявление писать о причинении ущерба», - пояснил АН «Между строк» Курышев.

Давать комментарии по уголовному делу в отношении Дмитрия Чиркова, по словам бизнесмена, рано.

«Я только что из полиции, там нет состава преступления. Чирков был у меня юристом. Директором он стал после ухода Ткачёва, который сбежал от меня с деньгами в Краснодарский край. Никаким директором Чирков становиться не хотел, это Давлятшина проводила все эти собрания и уговаривала меня поставить её директором. На сегодняшний день КСП мне ещё должно больше двух миллионов рублей, я буду их банкротить», - заявил Владимир Курышев.

Агентство новостей «Между строк»