Новый спектакль Нижнетагильского драматического театра по пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка» (18+) в постановке режиссёра Дмитрия Лимбоса рассказывает о людях, не нашедших счастья. Классическое произведение, перенесённое в наше время, — о вечных темах любви, творчества, признания и свободы.
Выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа Дмитрий Лимбос уже знаком местному зрителю, этим летом он работал с труппой Нижнетагильского драмтеатра на территории старого Демидовского завода во время творческой лаборатории. Тогда он познакомился с тагильскими актёрами, за короткое время команда подготовила эскиз спектакля и представила зрителю нового «Гамлета» (18+). Общение с Дмитрием Лимбосом привело к тому, что сейчас в репертуаре театра появился новый спектакль. Постановщик определил жанр своей «Чайки» как холодная комедия.
«Очень многое, что я изначально придумал, в процессе подготовки изменилось. Но мне важно было делать спектакль про настоящее. Текст я почти не менял, только адаптировал культурный код, потому что некоторые слова из чеховской “Чайки” сейчас не звучат. Хотелось всё равно сохранить поэтику автора и сделать историю про несчастных людей, которые уходят во внутреннюю эмиграцию, спасаясь от апокалипсиса и ища что-то светлое», — поделился режиссёр.


Художественный руководитель театра Игорь Булыгин отметил, что спектакль раскрывает новые грани некоторых артистов. Минималистичные декорации ещё больше вовлекают в игру актёров, хотя сценическое решение первой сцены может показаться непривычным. Стена из лоскутов отражает на себе видеоряд. Именно это с первой минуты переносит зрителя в современное время. За свет и звук отвечали художник по свету Юрий Курамшин и саунд-дизайнер Кирилл Дробязга.
Действие происходит в провинции, в имении чиновника в отставке Петра Николаевича Сорина, здесь же живёт его племянник Константин Треплев. Молодому человеку 25 лет, и он пробует себя в написании пьес. Главной музой и актрисой в его постановках становится 22-летняя соседка Нина Заречная, которая поначалу отвечает ему взаимностью. Но всё меняется, когда в имение приезжает мать Константина, 43-летняя известная актриса, со своим спутником писателем Борисом Тригориным. Нина Заречная мечтает стать актрисой, и с приездом молодого автора её интерес к Константину угасает.
Некоторое время герои находятся за ширмой и снимают друг друга на камеру. Диалог о счастье — вот с чего начинается спектакль. Но даже из разговора двух людей, один из которых безответно влюблён, понятно, что для каждого счастье означает разное. Молодая дочь управляющего Маша беспросветно пьёт из-за любви к Константину, но местный учитель Сергей Семёнович Медведенко любит её и такой.
Тема неразделённой любви красной нитью проходит сквозь спектакль. Жена управляющего Полина Андреевна влюблена в местного врача Дорна и изменяет с ним мужу, зная, что врач равнодушен к ней.
Спектакль переполнен звуковыми эффектами, которые не только погружают зрителя в сцены, но и действуют на присутствующих почти физически из-за своих частот. Так, когда Костя Треплев показывает гостям имения свой непонятный и странный для них спектакль, действо заканчивается оглушительным звуком сирены. Мать критикует сына и считает его самодовольным и избалованным, хотя Треплев — единственный человек, который готов в своём творчестве говорить и показывать происходящее в текущий момент времени. Именно поэтому он так критикует старые подходы в творчестве и говорит, что все боятся ставить про настоящее. Впоследствии он растеряет свою пылкость и уверенность в искусстве, потому что в душе он так же несчастен, как и зрители его первого спектакля.
У каждого героя своя боль и разочарование, но признаться в этом многие не готовы, они праздно проводят время, играют, беседуют, но это не спасает их, все жители поместья теряют себя. По словам режиссёра, ему хотелось показать хаос, который в итоге поглощает всех.




У героев есть мобильные телефоны, они говорят о таких авторах, как Пелевин и Сорокин, придумывают сюжет нового романа, считают, что главного героя непременно должен сыграть Козловский. Герои классической пьесы оказались в сегодняшнем дне в том же контексте и с теми же внутренними переживаниями, что и во времена Чехова. Они столь же несчастны и одиноки.