Их набирали, как эксперимент –первые студенты вновь открывшегося актерского отделения в училище искусств.Более 20 человек, пройдя испытания, приступили к занятиям, и лишь девятьдобрались до «финала». А четверо продолжают служить родному драматическому театру.В ноябре «первопроходцы» отметили десятилетний стаж своей работы напрофессиональной сцене. Анна Каратаева, Юрий Сысоев, Мария Харламова, ЮлияБезноскова вспоминают первые роли и рассуждают о профессии…
Мария Харламова: «Мнедо сих пор нравится слышать, как гудит зал…»
![]() |
"Рольмечта – Леди Макбет. Вообще, мечты с возрастом |
«Я всегда знала, что буду актрисой. Просто знала и все! Не могусказать, что это была мечта, я никогда не кричала, не говорила об этом...Помню, когда услышала, что здесь собираются набирать курс, мы пришли сподружкой к театру, ходили вокруг не него и стеснялись зайти внутрь, чтобы спросить… Отлично помню наш первый выход на сцену.Это был спектакль «Горячее сердце». В том момент мы еще не сравнивали, незадумывались, просто воспринимали все взахлеб… Это была постановка московскогорежиссера Николая Попкова. Совершенно другой подход, другой способсуществования актера…Он что-то требовал, а ты понимаешь, что вообще непонимаешь, что он, в принципе, хочет то от тебя! Мы, тогда еще студенты первогокурса, должны были идти и молиться... Помню, он кричит: «Я вас не слышу!», анас же учили, что надо верить в то, что ты делаешь… Я ему такая говорю: «А я немогу громко…», он так растеряно посмотрел на меня и сказал: «Можешь тихо…» Тоесть мы его тоже в какой-то момент в тупик поставили…
![]() |
Поступаяна актерское отделение, не осознаешь, что |
Вообще, студентов используют в маленьких вещах, но для них это только врадость, все рвутся на сцену – только пустите! А вот серьезными нашими работамистали спектакли «Dogs» (курсовая работа) и «А зори здесь тихие» (дипломнаяработа), тут уже думаешь: я же училась, я же все знаю, я умею… И вдруг, тыстоишь за кулисами и понимаешь, что собрался полный зал: все гудит, гудит… Мне, кстати, до сих порнравится слушать, как гудит зал… На премьере «Dogs» был аншлаг, и вот, стою, значит, я за кулисами, а в головелишь одна мысль: «Куда бы сейчас убежать…» Охватил ужас!
Есть люди, которые любят большие города – я не люблю… Не могу долгожить в больших городах, поэтому большого желания вырваться из Нижнего Тагила уменя не возникало. У меня есть большое желание, чтобы здесь, в нашем театреставилось, как можно больше. Просто огромное желание!
![]() |
"Когдамы прочитали «Dogs» нас спросили: «Кто кого хочет сыграть?» Я прост пошутила:девочки, три-четыре… Ну, естественно, все хотели сыграть главную роль. Всехотели сыграть Рыжика…" (Юлия Безноскова). На фото Мария Харламова |
Юрий Сысоев: «Я был маленький, шустрый и наглый…»
![]() |
"Любимаяроль - Лис Асприрант – это "Другой театр",это |
«В целом, если взять годы учебы в училище, прошло 13 лет, как мы пришлисюда, так вот я могу сказать, что они пронеслись, как один день! Если не считать того, что произошло за этигоды. Все поменялись, некоторые не работают здесь, в Тагиле, многие люди,которые были мне ценны и дороги, вообще, ушли из жизни. Был у нас такой парень, Гришка Соловьев,учился на курс младше. Жизнь сложилась так, что он начал бомжевать и закончилсвою жизнь под крестом с номером. Наша жизнь сложилась чуть-чуть по-другому, имы все-таки стали людьми, и это, как мне кажется, благодаря театру: что у насбыла заинтересованность, что мы болели и болеем им… Было здорово выходитьпервый раз на сцену. Хотелось, чтобы видели только тебя, и не видели никогодругого, хотелось быть единственным и первым…
![]() |
"Это был очень честный курс, честный по отношению к делу. Не по отношению друг к другу, не по отношению ко мне, чего уж говорить, они были такие же, как все студенты, так же обманывали, так же придумывали, почему они что-то не сделали, причем я часто делал вид, что обманываюсь…" (Игорь Булыгин) |
А на втором курсе произошел мой первый раскол в театре. Тогда меняввели в спектакль «Ромео и Джульетта», и это тоже было очень классно! И вотмомент: Меркуцио умирает в дуэли, выходит Тибальт и говорит: «Наш Меркуцио угас!»А мы выходили с Сергеем Зыряновым, он тоже играл слугу, как и я, так, вотЗырянов поворачивается ко мне и на полном серьезе говорит: «Что Меркуцио, горгаз?», когда услышал, меня разорвало, япросто отвернулся от зрителей, и какдавай смеяться! Долго не мог остановиться. Ну, потом меня с этой роли сняли,правда, не за смех, а за то, что я прогуливал актерское мастерство. Я был оченьнеспокойный молодой человек: маленький, шустрый, надоедливый и наглый! Стараюсь и сейчас оставаться таким же!
За десять лет работы приобрел опыт, еще больший интерес, вернее дажесказать, не потерял интерес, а поднакопил. Я люблю свой театр, но мне не хватаетэкспериментов, встряски…»
Юлия Безноскова: «Хотела стать журналистом, учителем, ветеринаром, но…»
![]() |
"Один из любимы спектаклей Паночка. Это классика, любая артистка хочет попробовать сыграть такую роль. Мне былосложно существовать в этой роли, ввиду того, что она была изначально не моя. Ноработать в этом спектакле было безумно интересно, пусть там мистика, а все жезатягивает" (Юлия Безноскова) |
«В детстве актрисами хотят стать многие девочки, просто для одних этомечта, и она остается, как мечта, а кто-то идет в профессию... Было время,когда мне хотелось стать журналистом, учителем русского языка и литературы,ветеринаром, но стала актрисой!
Я помню, как пришла на работу уже в качестве профессиональной артистки.Первый раз у меня был срочный ввод, это была «Сказка о царе Салтане», мы тогдаиграли девушек, по сути – массовку. Открывается занавес – мы стоим, и первоежелание убежать со сцены, такая паника началась, думаешь: куда деться… Но потомговорю себе: стоп, ты уже актриса, бери себя в руки!
"Любимаяроль - Соня Гурвич. Мне было очень интересно разбираться в героине, собиратьобраз по крупиночкам" ( Юлия Безноскова) |
Сейчас вспоминаю спектакль «А зори здесь тихие» - вот там тоже эмоциибили ключом! Мы когда читали – рыдали все… пять смертей все-таки… Помню, Васков(Юра Сысоев) – читает свой последний монолог – все захлебываются, приходилосьделать перерыв. Успокоимся, значит, Юра начинает читать монолог снова – и мыснова все ревем!
А, вообще, если ты влюбляешься в эту профессию, то найти себя в чем-тодругом уже очень сложно. Есть люди, которым лишь бы сделать свою работу иубежать домой, для нас же все наоборот: дайте нам работу! Актеры, своего рода,наркоманы…. Вот моя дочка (сейчас ей три года) говорит: «Я буду артисткой, какмоя мама»! Я отвечаю: «Машенька, ну зачем тебе это?», а она: «Хочу танцевать насцене, как ты!». Ей, конечно, нравится эта атмосфера… Но я однозначно не хотелабы, чтобы дочка стала актрисой…»
Анна Каратаева: «На вступительные экзамены я придумала монолог иудивила всю комиссию…»
![]() |
"Якак-то не люблю себя в роли… Ну, как это моя любимая |
«Как я попала в училище? Никогда не любила школу, мне было там как-тоскучно. Папа однажды пришел домой с газетой и сказала: «Вот заметка, что вучилище искусств набирается актерское отделение». Пошла на вступительныеэкзамены. Придумала себе трагический монолог, то ли было лень что-то искать, то ли весь мировой репертуар был недостоинменя, Интернета тогда не было, пришлось писать самой. Сейчас я его уже непомню, но там была такая тема: мать, которая потеряла ребенка, и которая никогда больше не сможет родить. Всебыло настолько проникновенно, со слезами, с завернутой куклой в руках… Ядочитала его до конца, помню, что не могла успокоиться. Мне говорят: «Ну,почитайте еще что-нибудь». А меня трясет… С тех пор я монологи не пишу!
![]() |
"Любимыйспектакль, может потому что он свежий, может потому что он наш, это "Стеклянныйзверинец". Общее творение, очень бережнок нему отношусь. Вообще, если есть бережное отношение внутри, то эточувствуется" (Анна Каратаева) |
На профессиональную сцену мы вышли уже на первом курсе, это быспектакль «Горячее сердце», там был очень смешной поклон. Стоят актеры и кучастудентов (курс был огромный, нас на сцене было человек 20), а мы женаприглашали всех своих родственников, и вот идет такая толпа с цветами, и всемимо актеров, все цветы массовке, на нас даже косились!
![]() |
"Когда мы выпускали «Dogs» мы просто неделю жили в театре. Сами шили костюмы, ставлии декорации, изобретали световые приборы. Это было очень полезно для ребят, но тяжело для меня" ( Игорь Булыгин) |
…Я как-то не люблю себя в роли… Ну, как это моя любимая роль?! Роль,где я себе нравлюсь?! Тебе может не нравится спектакль, в котором ты играешь,но ты должен искать свой драйв и работать честно, ну или, как умеешь, в концеконцов…
Также мне кажется глупым говорить о спектакле: формат, неформат… Потомучто театр хоть как должен быть разнообразным: по форме, по жанрам, по всему… Зрительразный, актеры разные, поэтому, чем больше форм, чем больше фестивалей, читок,перфомансов, тем выгоднее самому театру».
Игорь Булыгин, художественный руководитель театра: «Они для меня всегдаостанутся детьми…»
«Они были первые… Если сравнивать с остальными выпусками, то в этих ребятахбацилла театра сидела больше, чем у других. Они рвались на сцену, они смотреливсе спектакли, они дышали с театром вместе. Сейчас даже смешно вспоминать,какие они пришли… То дерево, которое пришло тогда на экзамены, этот ужас…
Я помню, почти все перлы Юры Сысоева… Кстати, он был у нас кандидатомна отчисление, но какая-то харизма внутренняя в нем всегда сидела. Вот это меняи подкупило, сейчас у Юры 19 ролей, не каждый актер может похвастаться такойцифрой.
"Мыбыли поставлены на Васкова с Пашей Чукреевым. И перед премьерой я вылетаю сболезнью, у меня моноцитарная ангина, вздулось горло, я не то что говорить, ядышать не могу. Прихожу на премьеру, и меня ставят майором. Когда закрылся занавес,и нам давали программки, мне было обидно до слез. Я ушел за занавес и простосидел и ревел от обиды…" (Юрий Сысоев) |
Помню эту смешную девчонку спронзительными глазами – Машу Харламову, она была постарше других, но в то жевремя как-то наивнее, чем все остальные. Очень исполнительная, очень четкая…потрясающе выдала второй курс и очень мощное начало третьего… Это была такаядевчонка с внутренней трагедией, достаточно интересная…
Аня Лисьих, она же Каратаева, ей было всего 15 лет, когда она пришла вучилище. Наивная, смешная, невероятно упорная. Она очень педантична в своемподходе к выполнению чего-то, очень целеустремленная. Она относится к тем, ктоработает на полную катушку. Я бы сказал, что ее даже надо останавливать…
Юлия Требухина, она же Щербина, она же Безноскова. Юля младше Маши, но постарше Ани, все, что онаумела при поступлении – это садиться на шпагат! Мы потом это применили(смеется). Весь первый курс она сидела судивленными глазами, просто не понимала, что происходит, вообще: «Я, вообще,туда попала?»
Ребята все были очень исполнительные. Это единственный курс, с которымя провел много ночей. Они работали на 100 процентов, в принципе и сейчас работаютна 100 процентов. Понятно, что они выросли, у большинства семьи, у кого-то своидети, и это уже далеко не те студенты, но, честно говоря, я их так ивоспринимаю. Вот говорят, что для родителей дети всегда остаются детьми – таквот здесь тоже самое…».
Автор: Оксана Исупова