«Дайте нам право на шепот… Мы всю жизнь шепотом проживем…»

«Дайте нам право на шепот… Мы всю жизнь шепотом проживем…»

Уже вечером Драматический театр откроет 68-ой творческий сезон, представив на суд зрителя Нижнего Тагила премьеру спектакля «Самоубийца». Над пьесой Николая Эрдмана коллектив театра трудился в течение нескольких месяцев. Сегодня режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Пашнин, проведет последнюю репетицию перед премьерным показом. Но корреспондент АН «Между строк» уже успел оценить новую постановку, побывав на превью, и готов поделиться впечатлениями.
Николай Эрдман написал «Самоубийцу» в 1928 году, высмеяв абсурд советской действительности. Пьеса была запрещена, и при жизни автора ни разу не ставилась на сценах российских театров. Искрометная сатира Эрдмана определенно не пришлась по вкусу вождю, о чем он сообщил в письме к Станиславскому: «Комедия пустовата и даже вредна…». И лишь спустя годы, пьеса начнет появляться в театрах страны, получая самые различные оценки критиков.
А идея, в общем-то, проста: Семен Подсекальников – главный герой произведения, решает застрелиться. «Стреляйтесь, пожалуйста, кто же вам не дает… Только зачем же уходить из жизни просто так, надо уйти за идею»! На самоубийцу одно за другим начинают сыпаться предложения. Большинство реплик в пьесе можно смело назвать афоризмами против революции, но афоризмы тем и хороши, что не теряют своего значения и в наше время.
Пьеса актуальна в наши дни. Здесь задеты проблемы, которые существуют и в современном обществе. Взять все эти реформы образования и прочие нововведения… - делится режиссер Валерий Пашнин. Ничего не устарело, нам практически ничего не пришлось менять. Да, есть моменты, которые ушли, но в целом… Сложно было перевести артистов на язык той далекой эпохи.
Комедия «Самоубийца» это сатирическая комедия, читая которую скорее хочется плакать, нежели смеяться. Как признается режиссер, и работать с ней было куда сложнее, чем с комедиями положений Рэя Куни. «Артисты не очень владеют эксцентрикой. Умение выдерживать паузу – вот чему надо учиться…»
Игорь Булыгин, исполнивший роль Подсекальникова настоятельно рекомендовал не искать в постановке политической подоплеки.
- Мы не критикуем никакую власть, не вступаем в дебаты с социальными явлениями. Мы просто рассматриваем маленького человека. Наша премьера – это трехчасовая ода маленькому человеку.

 

Те, кому посчастливилось увидеть спектакль на превью, поделились своими впечатлениями:
- Из актеров очень хочется выделить Игоря Булыгина, творчество которого я очень люблю, и Татьяну Исаеву, она, как мне показалось, отличалась естественностью, – рассказала учитель русского языка и литературы, Галина Подлевских. - А вот в самой пьесе немного разочаровалась. Интерес к спектаклю всегда подогревает «предпремьерная атмосфера»: рекламные видеоролики, фотографии с репетиций. Ждешь «постановки на уровне», которые может делать коллектив театра во главе с режиссером Валерием Пашниным. Таких сильных, уровневых постановок за последние 10-15 лет было немало. То, что увидела на превью, к сожалению, не порадовало. На спектакле возникало чувство недовольства от затянутости действия, несмотря на спецэффекты, яркость оформления, музыкальные номера, которые должны «разбавлять» спектакль.

- Будущее спектакля предугадать трудно. Материал, на который «замахнулась» наша драма, довольно непростой. Читая пьесу, каждый по-своему трактует ее идею и ищет свои скрытые смыслы. Лично я увиденным осталась довольна. Три часа пролетели на одном дыхании, музыкальное сопровождение, декорации, игра актеров – все на высшем уровне. – Оппонирует давняя поклонница театра Ольга Малахова. - Игра Татьяны Исаевой, исполнившей роль Марии Лукьяновны, супруги главного героя, меня тоже очень порадовала. Не часто видишь ее на сцене, сегодня она открылась для меня с новой стороны. Конечно, хочется сказать спасибо: Игорю Булыгину, Марии Байер, Сергею Зырянову и Валерию Каратаеву. Вообще, молодцы все! У нас родился новый, замечательный спектакль!