Как известно, в XVII и XVIII столетиях Урал был пристанищем старообрядцев, которые спасались здесь от преследования никониан — представителей официальной православной церкви. Сюда же перемещались и проповедники «старого обряда». Староверы строили свои скиты и моленные, продолжая жить своим укладом. Кормились они лесом и реками, сеяли рожь, овёс, корнеплоды и бобовые. Некоторые занимались сбором болотных руд, плавкой железа и кузнечным ремеслом.
В начале 1720 года вблизи строящегося Нижнетагильского завода появился старообрядческий проповедник Иов. Он построил скит и моленную на берегу реки Рудянки. Обосновавшиеся поблизости староверы создали общину, сплотившись вокруг Иова. Демидовы, ценившие в людях прежде всего трудолюбие и профессиональные навыки, относились к старообрядцам терпимо и, когда власти разворачивали репрессии против людей «старой веры», в меру своих возможностей защищали их. Примерно в 1740–1741 году Иов умер и был похоронен рядом со своим скитом. Поблизости с его могилой появилась старообрядческая часовня, которая в 1745 году была расширена до церкви. Появилось и староверческое кладбище.
В первой половине XIX века, во времена правления Николая I в Российской империи началась новая кампания против старообрядцев, и на этот раз власти были решительно настроены навсегда покончить с раскольничеством. Демидовы к тому времени уже урегулировали с властями все вопросы, касающиеся староверов: на территорию заводов не пускали старообрядческих проповедников, в заводских посёлках проводилась агитация за переход староверов в единоверие, строго запрещалось распространять старообрядческие книги и брошюры. Тем не менее, власти светские и власти церковные были очень недовольны тем, что в Нижнетагильском заводском посёлке действует старообрядческая церковь, а могила Иова является местом паломничества уральских староверов. Церковные власти начали требовать от Демидовых «срыть могилу раскольничьего старца Иова», а затем и вовсе закрыть старообрядческое кладбище. В мае 1836 года управляющий Нижнетагильскими заводами Дмитрий Белов провёл встречи с обер-прокурором святейшего Синода и московскими митрополитами для согласования действий против старообрядцев. Митрополиты предлагали закрыть церковь, на могиле Иова устроить «отхожее место», а кладбище срыть под предлогом того, что оно мешает добыче руды на Магнит-горе. Белов же опасался, что такие крутые меры приведут к бунту на заводах, срыву поставок железа в казну и финансовым потерям. Конкретного решения не было выработано.
А в октябре произошёл загадочный случай. В ночь на 23 октября 1836 года могила Иова была кем-то разрыта и снова зарыта. Донесли об этом главной конторе Нижнетагильских заводов мирской староста Ушков и смотритель старообрядческого кладбища Малозёмов, которые самолично видели у могилы Иова груду свеже вырытой земли. В правлении заводов опасались волнений среди старообрядцев, но их не случилось. Зато вскоре среди староверов пошли слухи о том, что останки старца были тайно изъяты из могилы и перезахоронены «в надёжном месте». При этом назывались совершенно разные места, в том числе удалённые от Нижнетагильского завода на большие расстояния. Мирские и церковные власти так и не смогли дознаться, где захоронили мощи Иова.
В советское время поисками нового пристанища останков «раскольничьего старца» несколько раз пытались заняться тагильские краеведы. Но результаты эти поиски не дали. Среди возможных мест захоронения мощей называли старообрядческое кладбище в Черноисточинске (в 1976 году оно было смыто в пруд во время паводка) и староверческие моленные на Старик Камне. Но тайна так и осталась тайной.
© 2025. Д. Г. Кужильный для АН «Между строк»