История появления здания на улице Пархоменко, 1а, где размещается администрация Нижнего Тагила, относится ко второй половине 60-х годов ХХ века, когда в городе была несколько снята острота жилищного вопроса и горисполком наконец обратил своё внимание на нужды районных партийных организаций, которые располагались в зданиях, построенных преимущественно ещё до революции. Сегодня цитадель тагильской власти нередко называют Серым домом.
Первый городской комитет партии появился в Нижнем Тагиле в 1918 году и состоял всего из пяти человек, включая шофёра и машинистку. В те годы вся власть в городе принадлежала местному Совету депутатов, в котором подавляющее большинство имели меньшевики и эсеры, а городской комитет партии большевиков занимал лишь небольшую комнатушку в 10 квадратных метров в бывшем доходном доме, реквизированном у купца Капитона Никитовича Мотылёва (Ленина, 7). После окончания гражданской войны в стране началось «партийное строительство», штаты городских и районных комитетов стали расти и места для новых партийных функционеров стало не хватать.
Кроме собственно аппарата районного комитета, состоящего как минимум из двух секретарей, трёх-пяти инструкторов и заведующего орготделом, при каждом районном комитете партии существовали различные отделы и подотделы, секции и подсекции, которые хоть и работали на общественных началах, но требовали отдельных помещений. Учитывая то, что масштабное капитальное строительство в городе началось только после Великой Отечественной войны, нетрудно представить себе, в каких условиях приходилось работать партийным функционерам и активистам.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов исполком Нижнетагильского горсовета выделяет партийной организации города отдельное помещение — 2-этажный каменный дом с надворными постройками на улице Мамина-Сибиряка (бывшей Большерудянской, впоследствии переименованной в Кирова). Когда-то это здание, построенное по распоряжению Демидовых архитектором Александром Петровичем Чеботарёвым в первой половине XIX века, предназначалось для квартир заводских служащих или временно приглашённых специалистов. В начале ХХ столетия в России грянул экономический кризис и заводовладельцы, стремясь сократить расходы, стали избавляться от «непрофильных активов». Дом был выставлен на продажу и куплен семейством купцов Треуховых. После изгнания с Урала белочехов и колчаковцев дом был реквизирован и на его площадях разместились ликбез, кружок политической грамоты и детские ясли. Вот в это здание и переехал райком ВКП(б) Центрального (позднее Сталинского, затем Ленинского) района Нижнего Тагила и райком ВЛКСМ.

(https://ntagil-info.ru/wp-content/uploads/2018/12/16804508be80b88e21a4f489f21183ed.jpg)
В 1958-м по инициативе первого секретаря Нижнетагильского горкома партии Виталия Ивановича Довгопола здание на улице Кирова передали созданному недавно музыкальному училищу, а Ленинский райком КПСС перевели в центр города. В 1965-м музыкальное училище переехало на улицу Карла Маркса, а в здании на четыре года поселился кукольный театр. В 1969 году, после перепланировки и ремонта, дом заселили жильцами, и он прослужил ещё более 30 лет, пока не был признан аварийным.

(https://old.tagilka.ru/upload/medialibrary/449/449df8e096384151a3e15d7ab68033a2.jpg)
Экономическая реформа, начатая в 1957 году по инициативе первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущёва, привела и к реформе партийных органов. Одно за другим стали выходить постановления ЦК КПСС, направленные на усиление влияния партийных органов на местах. В частности, предлагалось готовить руководящие партийные кадры среднего звена и их резерв на местах. Для этого при горкомах и райкомах КПСС должны были быть открыты школы партактива, курсы пропаганды и агитации и школы молодого коммуниста при городских комитетах комсомола. Выполнение данных постановлений подразумевало новое увеличение партийного аппарата и требовало дополнительных площадей. В Нижнем Тагиле подошли к решению проблемы кардинально и, как только появились финансы и возможности, решили сосредоточить в одном месте и партийную, и исполнительную власть Ленинского района. К тому времени не только Ленинский райком партии не имел собственного здания. Точно такая же ситуация сложилась и с городским комитетом КПСС, который располагался в стенах Горсовета.
В 1960 году для здания горкома партии нашли подходящее место на улице Свердлова (ныне она застроена) между драмтеатром и территорией 2-й городской больницы. Правда, для реализации этого проекта нужно было снести один из четырёх флигелей, оставшихся ещё с демидовских времён, но к тому времени он настолько обветшал, что не представлял какой-либо ценности. В этом же здании решили разместить и Ленинский райком партии, для чего уже готовый проект отправили на доработку.
Здание горкома партии должны были начать строить в 1961-м, но не начали: деньги, выделенные на его строительство, пришлось пустить на возведение нового корпуса 2-й горбольницы. Затем было решено изменить проект здания, чтобы разместить в его стенах ещё и другие органы власти: исполком и райком комсомола Ленинского района. В итоге строить объект начали только в 1964 году, а последний акт приёмки в эксплуатацию был подписан 29 декабря 1972 года.

(http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1960_o69.jpg)
В новом здании смогли разместиться и городской комитет партии, и районные комитеты КПСС, и ВЛКСМ Ленинского района, и Ленинский райисполком, и школа партактива. А вскоре на фасаде, обращённом к драмтеатру, появился профиль вождя мирового пролетариата. В 1980-х годах голову Владимира Ильича заменили барельефом, на котором были изображены уже двое — Карл Маркс и Владимир Ленин, а также актуальный в те годы лозунг: «Марксизм-ленинизм — знамя нашей эпохи».

(http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1970-75_008.jpg)

(http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1970-75_010.jpg)
В 1991-м эпоха марксизма-ленинизма закончилась и перед новыми городскими властями встал вопрос: чем заменить изображения теоретиков коммунизма? Раздумывали долго. В конце концов в 2005 году на фасаде здания администрации города установили большие часы с боем, которые очень быстро полюбились тагильчанам.
«Идея возникла во время парада 9 Мая. Я пошутил, что наша площадь ничем не хуже Красной, только курантов не хватает. Всем присутствующим этот ход мыслей понравился, и вскоре мы установили часы с кремлёвским боем. Сначала они били круглые сутки, но потом по просьбе жителей ближайших домов стали играть только днём», — вспоминал впоследствии мэр города Николай Наумович Диденко.
Любопытно, но идея с часами была не новой. Ещё в 1970-х годах первому секретарю Нижнетагильского горкома партии Юрию Владимировичу Петрову тагильские архитекторы предлагали украсить фасад здания часами. Предложение даже вынесли на бюро горкома, но оно не было поддержано.

(https://ural-news.net/img/20230816/fe6803b849c9fd6bb41b5be2cec03c3e.jpg)
Однако часы имели существенный недостаток: доступ к ним снаружи для обслуживания не был предусмотрен конструкцией, а доступ к часовому механизму изнутри здания был невозможен. Именно по этой причине профилактикой часов практически никогда не занимались. В последние годы поломки часов стали происходить всё чаще, а стоимость их ремонта всё возрастала. И летом 2018 года в мэрии приняли решение демонтировать «тагильские куранты» и заменить их гербом города.
Теперь несколько слов о гербе. Долгое время у Нижнего Тагила вообще не было герба. Этим вопросом городские власти озадачились лишь в 1972 году, когда был объявлен мини-конкурс, в котором победу одержал проект герба, разработанный тагильскими художниками и архитекторами Анатолием Обуховым, Иваном Боголюбовым, Владимиром Солтысом и Львом Переваловым.
Официальное описание первого в истории города герба гласило: «Герб города Нижний Тагил отражает существо современного индустриального города и его историческое прошлое. Герб исполнен в форме щита, символизирующего вклад города в укрепление оборонной мощи нашей Родины. На щит наложено малахитовое поле — каменный цветок, лепестки которого в венчающей части имеют стилизованную форму силуэта гор и древней горняцкой поисковой лозы: элемент показывает богатство земных недр Нижнего Тагила и его горнорудную промышленность. В центре щита размещена композиция элементов, отражающих основную промышленность города: металлургию, машиностроение и химию. На металлургическом ковше дан силуэт соболя, бывшего товарным знаком качества знаменитого на весь мир тагильского железа с маркой “Старый соболь”. Всю композицию в центре герба венчает пламя, символизирующее творческий труд тагильчан. В нижней части щита показана дата основания города. Материал эталонного варианта герба города — медное литьё и малахит».

(https://old.oblgazeta.ru/media/article_photos/2d7993ed655cd4c16f01e9be7e08a4233a16810b4356ea0bfc9c105a.jpg.1024x0_q85.jpg)
Герб был утверждён на заседании горисполкома 24 июля 1973 года. В 1995-м этот же герб был перерегистрирован в Свердловском областном управлении юстиции. В конце 2005 года депутаты Нижнетагильской городской думы решили, что городу нужен новый герб. За помощью в разработке народные избранники обратились к двум организациям: Уральской геральдической ассоциации и ООО «Гербоведъ». В результате для Нижнего Тагила разработали новый вариант герба, который был утверждён депутатами в июле 2006 года.

(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/52/Flag_of_Nizhny_Tagil_%28Sverdlovsk_oblast%29.png)
В обосновании символики нового герба разработчики указывали: «За основу герба города взята печать Нижнетагильского завода. Использование печати Нижнетагильского завода показывает роль Демидовых в становлении горнозаводского Урала. Кроме того, сочетание горного дела и металлообработки символизируется рудоискательными лозами и молотом — чекмарём для выделки листового железа. Щиток и шлем показывают на роль жителей Нижнего Тагила в укреплении оборонной мощи страны, а лавровый венок указывает на трудовую доблесть тагильчан, а также на славу, которую завоевало тагильское железо в мире и удерживает позиции до настоящего времени. Пурпур указывает на величие, а также на высшее достоинство и верховенство по многим позициям в Свердловской области и России».
Если вчитаться в текст описания, создаётся впечатление, что герольдмейстеры составляли герб Нижнетагильского демидовского завода, а не города. Новый герб совершенно не отражал историю Нижнего Тагила в советский период, а основные его элементы были просто скопированы с герба Демидовых, который был составлен в 1720 году и занесён в «Общий гербовник дворянских родов» (реестр дворянских родов России) и в геральдические справочники ряда европейских стран.
Неизвестно, чем руководствовались тагильские депутаты, принимая новый герб, но специалисты утверждают, что подобная похожесть может выйти боком: например, расценена как намеренное незаконное использование фамильного герба, со всеми вытекающими последствиями. Потомки знаменитых заводчиков до сих пор живут и здравствуют и в Европе, и за океаном, и неизвестно, как они отнесутся к подобным вольностям.
