«Яндекс» оценил первые месяцы работы «права на забвение»

С начала 2016 года «Яндекс» получил от 1348 человек требование удалить информацию по закону о «праве на забвение». В общей сложности интернет-сервис получил более 3600 сообщений и на 73% запросов ответил отказом.

Высокая доля отказов, как объясняют представители «Яндекса», связана с тем, что компания не всегда может определить достоверность информации, а также нарушает ли её распространение чьи-то права и какие-либо законы. В таких случая заявителей отправляют в суд. Но главные проблемы связаны с «достоверной, но неактуальной» информацией.

«Например, когда врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нем, - передаёт объяснение представителя Yandex’а “Медуза”. - Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен».

Ещё одна трудность, отмечают в компании, возникает при общении с заявителями. Большинство предпочитает писать бумажные письма, а закон обязывает поисковики отвечать в той же форме - сотрудникам приходится вручную переводить их в электронный вид.

«Яндекс» предложил доработать «право на забвение»: исключить возможность требования удаления ссылок без решения компетентных органов, добавить критерий общественной значимости и предоставить поисковикам самостоятельно определять форму подачи обращений.

Закон о «праве на забвение» действует в России с 1 января 2016 года. Он обязывает поисковые системы по заявлению гражданина удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе.

Агентство новостей «Между строк»