Вместе с уровнем безработицы в Нижнем Тагиле растёт число бездомных. «У них нет морали, которая бы их выталкивала из этого дна»

Роман Войлошников пристрастился к алкоголю после окончания школы. Жить в квартире матери-одиночки, которая на тот момент работала проводницей, парню было «тесно и не так интересно, как на улице».

«Мне нравится жить на улице, нравится общаться с этими ребятами. Они видят во мне человека. А я в людях разбираюсь. У меня есть человек, в котором я уверен. А есть люди, с которыми я выпиваю и боюсь, что они меня за кусок хлеба или фунфырик прирежут. Я сам не раз шёл на преступление, чтобы на выпивку достать. Грабёж, воровство, да, но не убийство. За своё отсидел, но никогда не работал», – рассказывает Роман.

Таких, как Роман, к нормальной жизни уже не вернуть, уверены волонтёры Центра поддержки гражданских инициатив, грязные подворотни давно стали его домом, который полностью устраивает. Но есть среди бездомных люди, которые хотят вернуть свою прежнюю жизнь. Один из таких – 31-летний Алексей Можанин. После развода с женой - с ней он прожил четыре года - мужчина начал сильно пить и «околачиваться по подъездам».

«Она сына мне родила, но видеться не даёт. Говорит, пока не вернусь к прежнему образу жизни, смысла нет. Я сейчас в квартире у друзей живу, они разрешили, работаю разнорабочим на стройке на Гальянке. На еду сам зарабатываю. Очень хочу увидеть и жену, и сына, но, честно, стрёмно, что скажут ему, что я такой – бомж. Потому что я в натуре дурак. Хотя уже так не бухаю», – признаётся Алексей.

Роман и Алексей несколько раз в месяц приходят в одно и то же место и время, чтобы съесть чашку нормальной горячей еды, рядом с десятками таких же людей, оказавшихся «на дне». Покормить, помыть и в чувства привести – к таким, казалось бы, нехитрым действиям сводится спасение таких людей. Но ни по одному пункту должного порядка в Нижнем Тагиле нет.

Прокормить бродяг сегодня стало очень сложно, потому что число нуждающихся растёт в геометрической прогрессии, говорят в Центре поддержки гражданских инициатив (ЦПГИ) «Вместе». Его сотрудники проводят в Нижнем Тагиле акцию «Тарелка добра» с 2014 года. Чтобы в этом году накормить «клиентов», благотворителям пришлось искать дополнительных спонсоров и создавать новые точки раздачи горячей еды.

«В начале 2014 года было человек десять, сейчас число нуждающихся поднялось до нескольких десятков. Люди приходят и двадцати лет, и пенсионного возраста. Открыли три точки – на Тагилстрое, в Центре и на Вагонке. Бездомные новые всё время приходят. Тех, кого мы начинали кормить, в живых уже нет», – рассказывает волонтёр Константин Семёнов.

С 2011 года тагильским бродягам помогает и отдел социального служения Нижнетагильской епархии. По вторникам, средам и четвергам добровольцы Службы милосердия в двух точках центра города кормят горячей едой по 60-80 бездомных. Суп, второе, пирожки и чай готовят студенты торгово-экономического техникума и нижнетагильского рыбкомбината. В епархии также отмечают, что за бесплатной порцией горячей еды приходят люди самых разных возрастов и социальных категорий. Кто-то вышел из тюрьмы, кто-то запил после увольнения или развода, много наркозависимых.

Работать с обитателями теплотрасс, признаются волонтёры, – тяжелейшее занятие. Они часто страдают от педикулёза, чесотки и трихофитии. Чтобы в городе не распространялись инфекционные заболевания, бомжей надо мыть, а их одежду обрабатывать в специальных прожарочных камерах, уверяют в Центре гигиены и эпидемиологии. Единственное место в Нижнем Тагиле, подходящее для этого, – санпропускник. Сейчас помывка бродяг в нём проходит за счёт нескольких благотворительных организаций и помощи предпринимателей. На осмотр, помывку и обработку одного бомжа уходит 340 рублей за один раз.

В 2014-м мэрия выделила санпропускнику 240 тысяч рублей, на которые было обработано 720 тагильских бродяг. В 2015-м на думских комиссиях депутаты не раз выступали за необходимость поддержки социального учреждения. Руководство санпропускника тоже планировало получить из городской казны средства, но из-за тяжёлой экономической ситуации договор с администрацией так и не был заключён.

«Мы его не можем содержать, финансировать, так как это областное учреждение, – говорит начальник управления социальных программ и семейной политики Лия Мигунова. – Но сейчас мы готовим конкурсную документацию на помывку лиц без определённого места жительства. Санпропускник будет в конкурсе участвовать. Такая практика у нас уже была в 2014 году. Тогда санпропускник конкурс и выиграл».

Добиться выделения средств от области в прошлом году не удалось, нет большой надежды получить деньги и в этом, говорят в Центре гигиены и эпидемиологии.

«Мы крайне заинтересованы в санитарном благополучии Нижнего Тагила, поскольку лица без определённого места жительства являются источником распространения инфекций в городе. Всё, что от нас возможно, мы уже сделали», – сообщила заведующая отделом дезинфекции, дезинсекции и дератизации нижнетагильского Центра гигиены и эпидемиологии Ирина Цветкова.

Несмотря на проблемы с едой и помывкой, самая главная и самая сложная задача, уверяют волонтёры, – это замотивировать оказавшихся «на дне» изменить жизнь к лучшему.

«Эти люди уничтожили все моральные принципы, все рамки. Они ни во что не верят. Для них нет ничего святого, и они ни за что не держатся, поэтому им без разницы, что будет завтра. Это самая сложная проблема. У них нет морали, которая бы их выталкивала из этого дна, надо её создать, подтолкнуть человека на исправление», – говорит волонтёр Константин Семёнов.

«Могу привести опыт одной из епархий. Тоже был бездомный, он запил, потерял всё, но был очень хорошим сапожником. И после того, как храм его пристроил, он делал хорошую обувь не только для бездомных, но и для малоимущих семей», – рассказывает руководитель информационного отдела Нижнетагильской епархии Дмитрий Спартак.

Кто и как может дать шанс такому человеку вернуться к нормальной жизни, об этом говорили волонтёры и на первом форуме активных граждан в Нижнем Тагиле. Все согласились с тем, что необходимо создавать не только новые программы для трудоустройства, но и центры социальной реабилитации, где специально обученные сотрудники будут взаимодействовать с бомжами как минимум год.

«Государство в любом случае должно оказывать поддержку таким людям. Искать какие-то точки взаимодействия именно с некоммерческими организациями. Оно может помочь в создании какого-то центра социальной реабилитации для бомжей, - считает заместитель директора благотворительного фонда "Независимость" Алексей Долгалёв. – Я занимаюсь реабилитацией людей с химической зависимостью. Даже когда мы привозим людей с улицы, они себя не очень комфортно чувствуют среди чужих».

 

В Министерстве социальной политики Свердловской области АН «Между строк» точных сумм, направленных на решение этой проблемы, уточнить не смогли, заверив лишь, что в регионе реализуется очень много программ для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе для лиц без определённого места жительства.

«В любом случае в каждом городе при поддержке министерства для них организовывают помощь по питанию, предоставлению одежды, восстановлению документов и поиску работы. В городах организованы специальные мобильные бригады, обученные люди подбирают с улиц замерзающих людей, предоставляют им временный мобильный обогрев».

Пока же волонтёры и Центр гигиены и эпидемиологии с помощью ещё не отказывающих предпринимателей и благотворительных фондов пытаются накормить и помыть бомжей, рассказывая им о «другой» жизни. А сами переживают, что ряды нуждающихся будут только увеличиваться и еды на всех уже не хватит.

Безработных в Нижнем Тагиле только за полмесяца стало больше на 350 человек, официально безработными на 1 февраля 2016 года считаются 2 148 человек (14 января на учёте стояло 1 800). По прогнозам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, в течение года безработица в России достигнет 6%.

Агентство новостей «Между строк»