В Тагиле зафиксирован всплеск детских самоубийств

За прошедшие полгода в Нижнем Тагиле произошло два детских самоубийства, всколыхнувших город. В октябре 2013 года ученик политехнической гимназии покончил с собой, вернувшись домой после занятий. Несколько месяцев спустя, в марте этого года, на окраине поселка Песчаное было найдено тело повешенной девушки. 16-летняя школьница, уйдя с уроков, отправилась в лес, где наложила на себя руки.
По словам руководителя Тагилстроевского отдела следственного управления СКР Свердловской области Вадима Белкина, случаи завершенных суицидов среди подростков в нашем городе случаются не так часто.
«За последние три года подобного не было. Я с уверенностью могу сказать не только за Тагилстроевский район, но и за пригород. Добровольно расстаются с жизнью люди более старшего возраста, но чтобы дети…».
Отметим, оба ребенка воспитывались в полных благополучных семьях, видимых причин для добровольного ухода из жизни  ни у того, ни у другого не было. Что же толкнуло подростков на столь страшный шаг?! Сейчас остается только разводить руками.

 

Теория самоубийства

По утверждению психологов, определить потенциального самоубийцу можно по ряду признаков. Человека, желающего добровольно покинуть этот мир, как правило, выдает поведение: самоизоляция, внезапные перемены в повадках, повышенная тревожность, злоупотребление наркотиками и алкоголем, прощание с миром, чувство безнадежности, погруженность в размышления о смерти и многое другое. Родственники «кандидата на тот свет» зачастую просто не замечают всех этих изменений.  Ситуация с подростками сложнее вдвойне, распознать суицидальные намерения детей очень непросто, поскольку желание свести счеты с жизнью возникают у них под влиянием импульса, а причины, по которым ребенок убивает себя, взрослым кажутся незначительными.

«В последнее время мы сталкиваемся с тем, что родители и дети отдаляются друг от друга. Сейчас есть средства для индивидуального времяпровождения: компьютеры, ноутбуки, айпады. Порой в семье можно наблюдать такую картину: каждый сидит в своей комнате и развлекается индивидуально, даже не общаясь друг с другом. Часто родители не знают, что происходит с ребенком, какие у него переживания, а в подростковом возрасте их становится особенно много, они связаны и с учебой, и со сверстниками, и со становлением себя как личности, а также с теми процессами, которые идут внутри организма: рост внутренних органов, какие-то непонятные перестройки. Зачастую ребенок не понимает, что с ним происходит,  а поделиться не с кем», - считает заведующая психотерапевтической службы психиатрической больницы №7 Ирина Чечулина.

Как она поведала в личной беседе корреспонденту АН «Между строк», одним из мотивов совершения суицидальных попыток у детей является привлечение к себе внимания. Испытывая вакуум одиночества несовершеннолетние просто пытаются как-то заявить об этом, используя саморазрушающие способы.

«Так подростки зависают в социальных сетях, а когда родитель замечает, что с его отпрыском происходит что-то не то, он не знает, что сказать ребенку: как спросить, как поинтересоваться в чем дело… Да и сам ребенок уже вряд ли захочет общаться».

- А что можно сделать в этой ситуации?
- Почаще обращать внимание на своих детей, интересоваться их жизнью, делами в школе. Не лишним будет знать, с кем дружит ребенок. Если родители видят, что их чадо слишком много времени проводит за компьютером, надо смотреть: на каких сайтах он любит бывать, с кем он общается. Подросток, конечно, может не все сказать, но внимание родителей, хотя бы кратковременное отхождение от социальных сетей, отвлечет от негативных мыслей. Важно выдергивать ребенка из сети, чтобы он переключался на что-то другое.  

- На что другое? Чем занять?
- Вот это проблема. Во многих семьях нет какого-то общего дела. Родителям было бы полезно привлекать детей к какому-то единому занятию.

- Это все надо делать с малолетства. А вот если родители ничего не делали, можно сказать не заметили, как ребенок стал подростком, и, бах, начались проблемы. Взрослые бьют тревогу, мол, что-то не так, но чадо на контакт все равно не идет…
- Самое главное не уходить от разговора о возможном суициде, не бояться проговаривать эту тему вслух. Особенно, даже если косвенно, но ребенок говорит о том, что он не видит смысла в жизни. Вот эти философские темы характерны всем подросткам. Важно не предлагать простых ответов на сложные вопросы типа: «Все мы когда-то так жили, все мы об этом думали, но вот, смотри, я же вырос, получил образование…», это, как правило, ребенка не трогает. Ему необходимо помочь сформулировать стратегию в жизни. Если он считает, что все плохо и ужасно, то попытаться поинтересоваться: «А что ты сделал, чтобы изменить ситуацию?».  Можно предложить несколько вариантов, чтобы подросток сам выбрал, что для него более приемлемо. Если не смогли найти пути решения, то можно предложить обратиться к психологу.

- И что ребенок охотно пойдет к специалисту?
- В большинстве случаев подростки, видя и чувствуя, что к ним проявляют внимание, идут к специалисту. Порой они это делают в угоду маме или папе, пусть так. Пообщавшись с психологом, ребенок может по-другому посмотреть на ситуацию, которая его травмирует.

 

Во всем виноват ЕГЭ?

В качестве основной причины, провоцирующей суицидальные настроения у подростков, многие называют ЕГЭ.  С тех пор как тестирование заменило традиционную устную сдачу экзамена, новостные ленты запестрили заголовками типа: «Еще один подросток лишил себя жизни из-за ЕГЭ», «Школьница пыталась покончить с собой, не выдержав волнения перед итоговым государственным экзаменом» и все в таком духе. Однако, по мнению психологов, не стоит спешить и сваливать все в одну кучу.

«Ни ЕГЭ, ни традиционная старая форма сдачи экзаменов роли не играют. Здесь влияет отношение родителей и педагогического коллектива к успехам учащегося. Когда в ребенке воспитывают перфекционизм, стремление быть первым и успешным, а у него не получается, то он может прийти и к совершению суицидальной попытки, на фоне чувства вины чувства долженствования. Важно с малолетства воспитывать в детях умение самостоятельно трудиться и достигать каких-то успехов. Нужно формировать мотивацию, а у нас, к сожалению, педагогических процесс оставляет желать лучшего».

- Школьные психологи, какие-то психологические уроки, будь они постоянными, пошли бы на пользу детям? 
- Да. В некоторых школах работают психологи, и они оказывают поддержку тем детям, которым трудно, причем неплохую поддержку. Поэтому, если в школе есть специалисты, то родителям не нужно бояться обращаться к ним. Школьные психологи, конечно, стараются, правда часов не хватает, чтобы сделать все, как хочется. А какие-то занятия психообразования, какие-то минуты, хотя бы во время классного часа, тоже бы лишними не были.

 

Проблема, не теряющая своей актуальности…

Оказывается подростковые суициды – проблема возникшая не стихийно. Философские веяния, романтизм, импульсивность, резкие смены настроения – лучшие друзья, наверное, всех юношей и девушек.
Небольшой исторический экскурс. Нижний Тагил, 20-е годы… Кроме повального пьянства горожан, в первое десятилетие после революции общество волновала другая, не менее важная проблема – частые случаи самоубийств среди молодежи. В газетах того времени то и дело появлялась информация, типа: «Застрелился учащийся школы…», и прочее. Разумеется, общественность пыталась найти причины повальных суицидов среди несовершеннолетних. Многие обвиняли «царский режим», оставивший свое дурное наследие – «гнилую романтику и пьяный разврат». Тогда, среди гимназистов, наполненных романтическим волнением, добровольный уход из жизни, вообще, считался героизмом. Советская власть, решая «выбить» из головы всю дурь,  взялась за воспитание детей, так сказать согласно духу социалистического общества: уволить нерадивых педагогов, выкинуть из программы буржуазную романтику, воспитать из школьника борца и антирелигиозника. «Самоубийцы недостойны звания члена трудового общества» - гласит одна из газетных статей.
Сейчас, спустя десятки лет, проблемы стоят все те же, правда, причины меняются. Алкоголь и суициды… Психологи утверждают, что эти «болезни» общества тесно связаны между собой, вернее одно можно выделить, как следствие другого.

 «Несмотря на все запреты у нас идет алкогольно-наркотическое одурманивание населения, в том числе и детского. Многие подростки совершают попытки самоубийства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, дело в том, что на этом фоне, человеку значительно легче расстаться с жизнью».

- Ирина Владимировна, вот лично мой подростковый период пришелся на лихие 90-е, когда родители были заняты зарабатыванием денег, наверное именно в ту эпоху, дети, как никогда были предоставлены сами себе, тем не менее, подобных всплесков, настроев, среди своих одноклассников, сверстников и друзей, как-то не припоминаю…
- Ну, это не говорит о том, что подобных попыток не было. Кто-то все равно думал об уходе из жизни, а кто-то совершал попытки. Ведь у подростков есть один очень важный момент –взаимоотношение со сверстниками, первая любовь, которая свойственная любому поколению. Вот все эти первые «ахи», «вздохи», первые расставания… Ребенок еще не научился переживать тот момент, когда он стал неинтересен. Все межличностные конфликты особенно на фоне влюбленности, могут дать импульс к бездумному уходу из жизни, как отместка: «А вот пусть помучаются»... Дело в том, что  90-е годы, о подобных проблемах особо не говорили, сейчас же о детских суицидах буквально кричат. Проблема, действительно, была актуально всегда, к сожалению это так.

 

Предупрежден, значит вооружен

Свердловская область обратила внимание на проблему детских суицидов, сейчас этому вопросу уделяется много внимания, психопрофилактика суицидального поведения стала активно развиваться. Это приносит свои плоды – количество завершенных суицидов идет на спад.
Вопрос подростковых самоубийств держится под пристальным вниманием в школах Нижнего Тагила.

«Суицидальное настроение несовершеннолетних – это такое физиологическое социальное явление, которое было и будет всегда. Наша задача предотвратить завершенные суициды. В образовательных учреждениях есть планы по профилактике, определены субъекты, которые занимаются этим вопросом: классные руководители, учителя, администрация школы, психологи, заместители директоров по правовому воспитанию или может быть по воспитательной работе. Работа проводится комплексно, во взаимодействии с городской службы психиатрии и общественными организациями, которые имеют на это полномочие, и подразделениями по делам несовершеннолетних, в том числе и территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних. Мы  стараемся выявить группы риска, то есть тех детей, которые, по каким-либо, признакам проявляют склонность к суицидальному поведению. Разумеется, в подобных случаях мы выходим на семьи, беседуем с родителями», - рассказывает корреспонденту АН «Между строк» начальник управления образования Игорь Юрлов.

По его мнению, с профилактикой важно не переборщить, ибо существует в природе такой феномен как «суицидальное заражение»: частые разговоры о проблеме увеличивают вероятность того, что количество детей, вовлеченных в саморазрушительное поведение, может возрасти. Поэтому кричать об опасности на каждом шагу, будет не совсем верно, целесообразнее работать в индивидуальном порядке.
А родителям подростков лучше все же держать руку на пульсе. Не стоит успокаиваться, даже если удалось вывести ребенка на душевный разговор.

«Поговорить-то поговорили, но важно, чтобы школьник смог найти пути решения своей проблемы. Необходимо проанализировать поведение со всех сторон, в данной ситуации может помочь только психолог или психотерапевт. К счастью, миф о том, что тебя сразу поставят на учет к психиатру, рассеивается. Все больше молодых людей, начиная с 15-летнего возраста, обращаются за психологической и психотерапевтической помощью, и они получают ее в полном объеме», - подытожила Ирина Чечулина.

Вместо заключения…

По факту подростковых суицидов, произошедших в городе за последние полгода, были возбуждены уголовные дела. Одновременно рассматривалось несколько версий, в том числе доведение до самоубийства и опасные игры типа «Собачий кайф». Однако версии остаются версиями, тайны гибели дети унесли с собой в могилы…

Агентство новостей «Между строк»