В Нижнем Тагиле открылась многопрофильная арт-больница

В Нижнем Тагиле открылось новое медицинское учреждение – арт-клиника. Параллели между медициной и творчеством в День молодёжи взялись инсценировать и инсталлировать художники из галереи современного искусства «Кубива». Боли в сердце заявлены в их анонсе как главная специализация, но сама арт-больница получилась многопрофильной. В ожидании открытия, которое задержалось на час, можно осмотреть кабинеты. 

Начало классическое – регистратура. Представлена в виде фортепиано с ручной в прямом смысле (нарисованы руки, нарисовано руками) росписью. Интерпретация такого оформления регистратуры свободная. Указующие персты – «куда двигаться дальше» или намек на то, что руками на фортепиано играют.

«Мы здесь решили использовать и какие-то традиционные методы лечения, и народные, и реально больничные. Поразмыслить на тему больницы, – начинает презентацию Виталий Черепанов, сегодня заместитель главного врача. – Если представить, что доктор – это художник, а это так и есть... К примеру, сломалась рука, доктор соединяет кости – уже творчество. Значит, в этой профессии есть элемент искусства, в котором человек себя проявляет. На основе этого мы решили подумать, что такое больница, где здесь есть искусство и художник».

Далее кабинет главного врача. Он привязан к рабочему месту коротким поводком и посетителям не рад. Кот Борис справляется с ролью отменно: вовремя отворачивается, неприветлив, напряжён.

В первом врачебном кабинете принимает Анна Черепанова, но сразу признаётся, что не лечит других, а болеет сама.

«Камни – это моё заболевание, навязчивая идея. Всегда нужно привезти камни из любой поездки, уже скопилась огромная коллекция… Каждое соединение камней с другими материалами даётся очень тяжело, трудно склеивается. Но это, как осколки разных цивилизаций: соединить шлак с Лебяжки и осколок VII века, привезённый с раскопок».

В кабинете оккультного гастроэнтеролога висят куклы, веники из трав. На кушетке – костюм женщины. «Это история из детства, а я в данном случае актёр в роли оккультного гастроэнтеролога», – художница Алиса Горшенина подчёркивает дистанцию между собой и своей инсталляцией. Кабинет создан на основе детских воспоминаний о том, как в 4 года лечением её детского гастрита занималась бабка-соседка.

«Это был единственный человек, который облегчал моё состояние, но у неё были ужасные методы – горячая кружка на живот, разные ритуалы, костюмы, приседания. Но её способы помогали мне, – говорит Алиса. – Так что моя инсталляция – дань этой женщине».

Центральное место в арт-лечебнице «Кубива» занимает приёмный покой. Именно здесь происходит определение дальнейшей судьбы предмета искусства.

«Здесь мы работаем с ним, исследуем, оказываем первую помощь, определяем дальнейшее место эстетизации», – поясняет Ксения Кошурникова.

К примеру, этот объект на кушетке из приёмного покоя отправится в арт-галерею «Яйцо». Такое направление ему уже дали в приёмном покое.

На втором этаже – научная лаборатория Виталия Черепанова, графические образы врачей из интернета в исполнении Владимира Селезнёва и кабинет стоматолога. Всё, как в жизни: стоматологи по доходам – на верхушке врачебной лестницы. «Зам. главного врача» от скрытых смыслов отнекивается, но рад, что зрители находят эти случайные параллели.

«Дело в том, что очень многое, когда происходит искусство, получается само собой. Этим и отличается художник от нехудожника. Художник всегда должен оставлять элемент, который он не контролирует сам, то есть нельзя ему всё изначально продумывать. Иначе получится ремесло, а не искусство. И вот этот случайный момент обязательно должен присутствовать… Зритель видит произведение и читает его описание. Но есть ещё эффект случайности – то, что мы получили после выставки, то, что наросло. Получается, что изначальное описание – неточное».

Это уже второй эксперимент «Кубивы» с социальными институтами. Первой выставкой в серии посвящений госучреждениям стала тема церкви. Но во избежание разного рода толкований и обвинений со стороны неготовых к таким проектам горожан, выставка прошла в закрытом режиме, только для своих.

Медицинскую тему решили не скрывать, а предложить каждому то, к чему он готов. Верите в природное – вот ингаляция и банный веник, в народное – это к местному гастроэнтерологу, в коммерческую медицину – рассмотрите предложение о продаже своего тела. Но в какие бы способы лечения вы ни верили, в больнице «Кубива» единое и оправданное для всех лекарство – искусство. По определению универсальное, потому что честное. И в этом, говорят художники, его принципиальное отличие от общей лечебной реальности.

«Лично я не очень доверяю современной медицине. Мне кажется, что шарлатанство также хорошо действует на меня, как и больница, – констатирует силу самовнушения Виталий Черепанов. – Эффект плацебо может одинаково работать и в больнице, и у бабушки, когда она делает примочки. То есть в основе – это одно и то же, кто кому верит, тот туда и идёт. Лично я верю в искусство, и оно может помочь от многих болезней… И не надо бояться современного искусства. Сейчас его многие ругают, но по крайней мере, это то, во что стоит верить по-настоящему… Потому что, когда художник работает, он работает честно, это 100%. И он не берёт за это деньги, а это уже сигнал того, что это настоящее и этому стоит верить. Поэтому искусство и лечит».

На выходе – фитобар. Там наливают имбирный чай. Пока пьёшь, в местной аптеке можно выбрать амулеты – для крепкого здоровья, хорошей работоспособности и бессмертия. А потом подумать обо всём, что взбудоражила выставка: и о врачах, и о художниках, и вспомнить из «Ивана Васильевича»: «И тебя вылечат, и меня вылечат».

Автор: Евгения Швыркалова для АН «Между строк»