Сегодня губернатор объявит о выделении Тагилу дополнительных средств

Вчера интернет-газета  Znak.com и информационное агентство «Росбалт» написали о моем предложении провести в Нижнем Тагиле автопробег против отсутствия финансирования на капитальный ремонт дорог, если область не выделит средства.  Идея эта не нова. В 2011 году подобный автопробег провело зародившееся тогда общественное движение «Тагил без ям». Сразу после этого на состояние местных дорог обратили внимание областные власти. Тогда же и началась разработка целевой программы по развитию улично-дорожной сети. Параллельно с этим письмо об удручающем состоянии дорог губернатору Мишарину написал тогда же пенсионер с УВЗ Валерий Якушев. Губернатор Мишарин, проникшись болью старика, выделил Нижнему Тагилу 100 млн рублей на ремонт дороги на Ису и пригласил Якушева на съезд «Единой России». Пенсионер понравился губернатору и областным политтехнологам - они включили его в общеобластную тройку кандидатов от партии «Единая Россия» на выборы в Государственную думу. А Якушеву понравился губернатор и он во всех интервью говорил о том, что предлагает назвать отремонтированную Исинскую дорогу – «Губернаторской».
В следующем, 2012 году, Тагил прославился на всю страну активной поддержкой Владимира Путина и новому мэру уже не могли не дать денег на развитие города – за ситуацией следили из Кремля. Ну и, конечно же, Носов ни за что не согласился бы возглавить город с пустой казной. В Тагил потекли миллиарды. Объяснялось это тем, что инициативная группа общественников из Тагила встретилась с президентом, рассказала ему о проблемах, и президент дал поручение выделить средства городу. На самом деле, конечно же, это было не так. Еще до того, как тагильчане побывали в Кремле, Сергей Носов представил на суд общественности комплексную программу развития Нижнего Тагила на 2013-2016 годы с раскладкой финансирования на каждый год. Так что «поездка в Москву» превратилась в спектакль. Возможно, встреча должна была состояться раньше и это выглядело бы органично, но, видимо, график президента не позволил (такое бывает). Как бы то ни было, «Комплексная программа развития города Нижний Тагил на 2013-2016 годы» стала реальностью, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области. В рамках этой программы появились так называемые «Приоритетные социальные проекты», включающие в себя, напомню: «Тагильский трамвай», «Дорожно-строительная техника и ремонт дорог», «Светлый город», «Чистый город», «Теплый город», «Модернизация лифтового хозяйства» и «Безопасный город».
В 2013 году на ремонт тагильских дорог потратили 1,3 млрд рублей – цифра беспрецедентная. Мы все сразу ощутили, как изменились наши дороги. Заявления местного и областного руководства, что это только начало, вселяли надежду.
Но наступил 2014 год, а вместе с этим Сергей Носов заявил, что «Получается у Тагила нет комплексной программы, потому что любая программа должна быть подтверждена финансированием».  А замглавы по экономике Черемных сообщила, что «денег на реализацию комплексной программы в 2014 году в бюджете города не предусмотрено».
Нет, деньги на ремонт дорог в 2014 году были выделены и, в принципе, не малые – порядка 500млн рублей. Но это деньги на эксплуатационное содержание, не предусматривающее капитального ремонта. Именно на эти деньги были перекатаны, например, улицы Пархоменко и Карла Маркса, а также ведется весь ямочный ремонт.
Город, в свою очередь, планировал в этом году провести капитальный ремонт почти трех десятков улиц. Среди них, например: Жуковского, Быкова, Выйская, Верхняя Черепанова, Балакинская, Ломоносова, Первомайская, Липовый Тракт и десятки других «убитых дорог».
Под эти цели планировалось разыграть на торгах два контракта суммарной стоимостью более 1,35 млрд рублей, но оба аукциона, в связи с отсутствием финансирования, многократно переносились (один 10 раз, второй 7). Согласно конкурсной документации, финансирование по каждому контракту определено в размере 50 000 рублей в год на ближайшие 4 года, и лишь в 2018 году планируется рассчитаться с подрядчиками полностью. Понятно, что на такие условия никто из строителей не согласиться и контракты необходимо обеспечить финансированием уже сейчас. А размещены они лишь для того, чтобы, в случае появления денег, не тратить дополнительного времени на конкурсные процедуры и максимально быстро приступить к работам. Одним из способов решения вопроса с финансированием Сергей Носов называл принятие местного закона о муниципальных гарантиях. Проект соответствующего постановления вносился даже в Городскую думу. Но был отозван самой же мэрией и, видимо, вычеркнут из планов администрации в связи с бесперспективностью идеи.
Кто виноват в том, что Тагил получил недостаточное финансирование? Носов? Нет. Напоминаю, что программа комплексного развития Нижнего Тагила учреждена Правительством области, а значит и ответственность по ее исполнению лежит на Правительстве области. Если они обещали одну сумму, а в итоге дали другую, кому мы должны задавать вопросы? Носову или Правительству? Тем более, мы все прекрасно помним развешанные по всему городу билборды с фотографией Куйвашева и надписью -  что-то там про комплексную программу. Вы обещали? Вы на этом пиарились? Делайте.
В прошлом году строительные работы начались в мае и велись в большом цейтноте. В этом году они начнутся гораздо позже, но все-таки начнутся. Во многом этому поспособствует планируемый визит в Тагил президента Путина. Думаю, что губернатору будет непросто объяснить президенту, почему утвержденная Правительством программа по Тагилу не исполняется. Именно поэтому сегодня, по информации нашего Агентства, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев во время своего визита в Нижний Тагил объявит о выделении нашему городу дополнительного финансирования – прежде всего, на ремонт дорог.
Способствует этому и приезд президента и растущее недовольство тагильчан относительно отсутствия обещанного финансирования из области. Косвенно эта информация подтверждается и тем, что аукционы по ремонту дорог перенесены, но в этот раз в обратную сторону – с августа на 4 июля. В аккурат к приезду Путина конкурсные процедуры должны быть завершены.
Пока еще нет точной информации о выделяемой сумме.  В любом случае, будут безвозвратно упущены три драгоценных месяца дорожного сезона, что, безусловно, сделает выполнение всего плана по ремонту дорог невозможным. Нормального диалога между городом и областью нет.  Позиция Носова – получить обещанные деньги, эта позиция понятна. Позиция областных властей – держать деньги до последнего, объясняя это скудностью регионального бюджета. Но как-то не очень верится в такое объяснение, если вспомнить, что только на свой пиар областные власти заложили в бюджет 2014 года порядка полумиллиарда рублей.  Да и что мы будем делать в следующем году?  Опять ждать Путина?