«Предпринимателям нужно больше свободы». Лидер «Босс-клуба» Сергей Люфт рассказал, как использовать шанс стать депутатом Госдумы

Предприниматель Сергей Люфт – единственный кандидат из Нижнего Тагила на место в Госдуме от «Партии роста». В бизнесе он уже не первый десяток лет, с 2013 года по его инициативе в городе действует некоммерческое объединение «Босс-клуб», в состав которого входят представители малого и среднего бизнеса. Теперь в планах тагильчанина – представлять интересы предпринимателей на государственном уровне. За плечами Сергея Люфта двое выборов: в 2011 году он был кандидатом от «Справедливой России» на выборах в Заксобрание, через год пытался избираться в гордуму Нижнего Тагила. В новом политическом объединении – «Партии роста» – тагильчанин совсем недавно. О проблемах местного бизнеса и возможных путях их решения Сергей Люфт рассказал журналисту АН «Между строк».  

Почему тагильские бизнесмены перестают заниматься бизнесом

- Падение российской экономики сильно сказалось на развитии тагильского бизнеса. Мэрия в первую очередь бросилась спасать градообразующие предприятия – УВЗ и НТМК. Малый и средний бизнес, приносящий городу доход в виде налогов, почувствовал, что он не интересен власти в этот сложный период?

- Я бы не сказал, что наша администрация больше никого не видит, это, наверное, не так. Но на градообразующих предприятиях сконцентрировано большое количество рабочих мест, то же касается налогов. Другой вопрос, что налоги у нас перераспределяются не очень корректно, мы должны получать свою долю. Я вижу, как тяжело нашей администрации браться за какие-то проекты, когда она не понимает, где взять дополнительное финансирование, но ей всё же удаётся его найти.

- Очевидно, что большая часть денег на эти проекты – это долги, которые город будет вынужден покрывать ещё несколько десятков лет после ухода нынешней команды…

- Да, слышится критика, что город наращивает долги, но долги наращиваются лишь потому, что из той же Свердловской области ничего не приходит. Если будут приходить областные и федеральные средства, долгов не будет. Опять же это не самый лучший выход – всё время ходить и выпрашивать деньги, потому как гарантий того, что их дадут в следующий раз, нет, а проекты уже начаты, их нужно как-то развивать. 

- Предприниматели Нижнего Тагила не в восторге от политики Сергея Носова. Они не раз обвиняли мэра в том, что он мыслит не на муниципальном уровне и допускает заполнение города федеральными компаниями, не давая возможности зарабатывать местным производителям. Вы согласны с их мнением?

- Я верю в Сергея Константиновича, он понимает, как работает бизнес. В бизнесе очень важен результат, и я вижу, что он всё время ставит на него. Порой цена вопроса высока. Но если ты не умеешь мыслить глобально, ты не понимаешь и этого конечного результата. Мэр привлекает государственные деньги. Более настороженно, наверное, нужно делать выбор, когда дело касается социально-значимых направлений. С одной стороны, мы боремся с коррупцией, с другой – у нас проводятся аукционы, которые иногда создают страшные ошибки. Неизвестные операторы заявляют низкую цену и, по сути, заменяют местную компанию, чьи сотрудники уже всё знают и умеют. В таких конкурсах нужно делать главным критерием не низкую цену, а какие-то другие показатели.

- Но как тогда выживать среднему и малому бизнесу, чья деятельность не относится к социально-значимым направлениям?

- Ну, тут опять нужно дать предпринимателям больше свободы в налоговом плане, а также снизить административное давление.

- Что вы подразумеваете под административным давлением?

- Это многочисленные проверки, есть некоторое снижение, но они всё равно никуда не делись, кроме того, часто меняются требования, которые выставляет государство для проведения проверок. Кроме того, если сравнить количество уголовных преследований предпринимателей за 2014 и 2015 год, то можно увидеть, что в прошлом году оно на 20% выросло. Малый бизнес чувствует себя сегодня в стране очень неуверенно. И получается, что вместо того, чтобы развивать свой бизнес, предпринимателю постоянно приходится с кем-то бороться, у него не остаётся времени даже на рыночную конкуренцию. Вот здесь нужны какие-то новые законодательные акты, которые помогут контролировать количество проверок и другие вещи.

«Не всем выпадает шанс стать кандидатом в Госдуму»

- В списках кандидатов от «Партии роста» три бизнесмена из Нижнего Тагила – вы, известный ресторатор Лев Мордвов и Сергей Бабкин. Мордвов ещё и в региональном списке третий. Как так получилось, что вы вместе решили участвовать в выборах?

- Мне нечего здесь комментировать. Каждый из нас принял это решение самостоятельно, в том числе и я. Кто пройдёт, кто не пройдёт, время покажет, ну и выборы в том числе.

- Рейтинг партии лишь 0,7%, по данным ВЦИОМ, узнаваемость крайне низкая, а до выборов 2 месяца. Какой процент в целом может набрать «Партия роста», на ваш взгляд?

- Трудно сказать. Думаю, партия может преодолеть трёхпроцентный барьер, но в любом случае всё зависит от активности и кандидатов партии, и самой партии. «Партия роста» только образовалась, я слышу, что поддержка есть, потому что идеи неплохие, но получится ли их донести до других людей, покажут только выборы.

- А в Нижнем Тагиле вы на чью поддержку рассчитываете? Здесь не очень много предпринимателей, более того, на выборах в Госдуму вам придётся противостоять кандидату УВЗ Алексею Балыбердину, он идёт от «Единой России».

- Проценты здесь я не вычислял, не думал об этом и не готов это обсуждать.

- Два месяца до выборов осталось. Сергей Александрович, вы кампанию вообще планируете в городе проводить?

- Конечно, планирую, но говорить о результатах пока рано. Для меня это новый опыт, и я пока не до конца понимаю ситуацию. Я не действующий кандидат в депутаты Госдумы даже, так как ещё не зарегистрирован официально.

- Какие-то другие варианты реализации себя в политике вы рассматриваете – гордума, Заксобрание Свердловской области, выборы мэра Нижнего Тагила?

- На данный момент я рассматриваю то, что есть. Не всем и не каждый раз выпадает шанс стать кандидатом в Госдуму.

«Партия предпринимателей – не совсем предпринимателей, но отражает их интересы»

- Лидер «Партии роста» Борис Титов не раз заявлял, что недоволен экономической программой правительства. По мнению омбудсмена, необходим ряд реформ, но в то же время Титов не отрицает того, что партия его – прокремлёвская, а, значит, все её решения и предложения во многом зависят от президента РФ. Зачем тогда вообще нужна «Партия роста»?

- Этот вопрос не совсем ко мне. Я не могу за Титова что-то определять, тем более что реплик никаких с его стороны, критикующих деятельность президента, не слышал. Если говорить о том, что это вообще за партия и почему я её выбрал… Партия только организовалась, рано оценивать её деятельность, но та программа, которая была озвучена на съезде партии – главным образом, изменение экономической модели – она отражает интересы не только бизнеса, но и всей России. Партия предпринимателей – не совсем предпринимателей, но отражает их интересы.

- Сергей Александрович, а что, по-вашему, не так с экономикой России?

- Сейчас много говорится об импортозамещении и о том, что необходимо развивать отечественное производство, шаги какие-то для этого делаются, но чтобы бизнес был таким же, как в Европе, или лучше, нужно помогать начинающим предпринимателям. Мне, например, нравится идея освободить новые производства от всех налогов на пять лет. Это даст возможность предприятиям развиться и в дальнейшем платить государству эти самые налоги, обеспечит страну новыми высококвалифицированными рабочими местами.

- Хорошо, от налогов, которые являются прямым источником доходов государства, предпринимателей освободим. Откуда тогда брать деньги на развитие экономики в течение этих пяти лет?

- Это сложный вопрос. Здесь, возможно, была бы кстати шкала прогрессивного подоходного налога (сейчас он равен 13% для всех, как известно). Начальная шкала может иметь и нулевую ставку, повышается она по мере увеличения дохода. До сегодняшнего дня такая шкала, возможно, была не нужна, но сейчас другие времена, государство при цене на нефть в $45 не получит необходимого количества денег в бюджет. Ещё один очень важный вопрос, который стоит здесь рассмотреть, – это денежная политика государства.

- Вы имеете в виду развитие банковской системы в России, постоянно растущие процентные ставки по кредитам и…?

- Да, деньги сейчас в основном вливаются в банки. Я согласен, их надо поддерживать, это кровеносная система, которая деньги по стране распределяет, но не нужно злоупотреблять этим. Деньги можно вливать в создание новых производств, в предпринимательство. У нас огромные средства тратят на развитие банковской системы, в то же время бизнесменам с каждым годом всё сложнее и сложнее становится получать кредиты в банках. С малыми банками просто страшно работать, они дают кредиты под очень высокий процент. А крупные банки выставляют всё более жёсткие требования, например, им нужен больший залог, а где ему взяться-то, залогу этому? И это тоже сильный стоп-фактор для развития бизнеса.

- Известный бизнесмен Дмитрий Потапенко на Московском экономическом форуме заявил, что власть при помощи налоговой, таможни и ОБЭПа сама «душит бизнес в своих объятиях». Какое будущее тогда ожидает российский бизнес?

- Паника среди предпринимателей действительно была. Началась она ещё в 2013 году, и с каждым годом только нарастала. Некоторые предприниматели очень активно сворачивали бизнес, я, как видите, не из их числа. Паника была спровоцирована, может быть, не совсем правильным информированием населения о том, что реально в стране происходит и какие выходы из ситуации есть. Но большинство из тех, кто верит в Россию, они все здесь, они работают. И я верю в то, что у нас ещё всё получится, то же падение не будет длиться бесконечно.

- Получается, вас политика президента РФ Владимира Путина, в том числе введение санкций в ответ Западу, сейчас устраивает?

- В целом я её поддерживаю. Многое уже сделано в плане внешней политики, утверждения нашего государства. Наверное, больше вопросов вызывает деятельность правительства с точки зрения менеджмента, пора перейти от политики реформ к политике развития и создавать высокотехнологичные места. Ресурсы и возможности для этого есть.

Агентство новостей «Между строк»