Ряд крупных управляющих компанийгорода, стараясь избавиться от гнёта сурового российского законодательства,вошли в новый тренд. Отказываясь от управления многоквартирным домом, они судовольствием берут его на обслуживание. С юридической точки зрения – это двеабсолютно разные вещи. В последнем случае управляющая компания избавляется отпристального внимания надзорных органов к своей деятельности. Также, если у неёне остается ни одного дома в управлении, избавляется от необходимости проходитьобязательную сертификацию, которую недавно затеяли российские чиновники.
Механизм перехода с управления наобслуживание очень прост: по условиям гражданского договора, УК имеет правоотказаться от управления в одностороннем порядке при определенных условиях.После этого жильцы МКД (многоквартирного дома – прим.ред.) ставятся передфактом – либо заключаем договор на обслуживание, либо остаетесь бесхозными. Вбольшинстве случаев эффект срабатывает, и горожане соглашаются на договоробслуживания. В рамках этого документа УК выполняет свою работу исключительно врамках фонда текущего ремонта и по заявке жильцов. Интерес к сокращению своихфункций подогрели новые поправки к жилищному кодексу РФ, которые передаютполномочия по проведению капитального ремонта специальным региональным фондам.
Но «за скобками» остается самаянеблагонадежная категория жилфонда: ветхие дома с низким процентом сборовоплаты коммунальных услуг. От них просто отказываются, не предлагая ничеговзамен. Именно для таких объектов в Нижнем Тагиле создавалась МУП «Городскаяуправляющая компания». Однако и эта УК, подведя итоги первого года работы,решила отдавать предпочтение обслуживанию, а не управлению.
«Сегодня вуправлении у нас есть 6 домов. И пока мы не найдем подходящие механизмы,которые позволят увеличить процент сбора средств, мы не готовы брать дома науправление в дальнейшем. Обслуживать – пожалуйста. Если мы сейчас возьмем весьбесхозный жилфонд в управление, то уже к концу года ГУК станет банкротом. Когдакомпания только начала свою работу, мы так и хотели делать. На конкурснойоснове взяли 6 домов. В результате, буквально за 3 месяца работы эти дома,которые находятся у нас в управлении, накопили общую задолженность в958 000 рублей», - сказала директор ГУК Светлана Братчун.
«Передовиком» в новом трендедиректор муниципальной УК называет Наталью Шохову. Директор как минимум трёх УКв Нижнем Тагиле (по данным с официального сайта города – прим.ред.) еще год назад начала практиковать подобный переход. Насегодняшний день большая часть жилфонда управляющих компаний «Квартал»,«Новострой» находится на договорах обслуживания. При этом Светлана Братчуннаходит эту практику правильной и своевременной.
«Она [НатальяШохова] вывела большую часть домов и, в принципе, показала, что это реальнодействует. Собственники начинают задумываться о своем доме. О том, что некто-то там отвечает за состояние здания, а они лично. Дяденька или тетенькабольше не придут и не сделают дом шикарным. Жильцы и должны отвечать за дома, вкоторых они живут. Ведь это прямым текстом прописано в нашем жилищном кодексе.Например, когда что-то у вас случается в квартире, то вы же своими силамиустраняете неисправность: стекло, например, замените или трубы поменяете. Нопочему-то все привыкли считать, что всё находящееся за пределами квартиры ужене входит в сферу их ответственности. Мол, если в подвале прорвало трубу, то занеё должен отвечать кто угодно, но только не сам собственник. Я считаю, что недолжно быть такого крайне потребительского отношения», - заявила СветланаБратчун в беседе с журналистом АН «Между строк».
В качестве примерабезответственного поведения тагильчан директор ГУК привела несколько фактовпорчи лифтов, которые были установлены в домах прошлым летом по муниципальнойпрограмме «Тагильский лифт».
«Получается, что практикауправляющих компаний, которую ввели у нас в стране, если не ошибаюсь, с 2005года, видимо, себя не оправдала. Либо еще мы не готовы к этому, либособственники. Тем более что сейчас в законодательной базе идет тенденция наужесточение правил игры на рынке ЖКХ. Это бизнес, насколько бы специфичный онни был. И все УК понимают, что ситуация меняется», - подытожила СветланаБратчун.
Автор: Сергей Трупанов