Уставшая железная леди, разместившись на кровати со связкой ключей, ежедневно притягивает взгляды десятков тагильчан. «Выйская купчиха» - определённо одно из самых ярких творений первого симпозиума городской и ландшафтной скульптуры в Нижнем Тагиле. Творческая конференция открылась 9 августа. Участникам из Нижнего Тагила, Невьянска, Уфы и Казахстана дали всего две недели на реализацию своих идей. Казахский художник одним из первых создал «Купчиху» и уже вернулся на родину.
«Идея проведения такого мероприятия давно витала в воздухе, - рассказала научный сотрудник музея изобразительных искусств Александра Шемякина. - Но в этом году желания наконец совпали с возможностями. Городские власти откликнулись на предложение музейщиков. Средства на проведение конкурса выделены из бюджета города, партнёром стало ООО «Благовест».
Мастера трудятся сразу на двух площадках - на открытой поляне у музея изобразительных искусств на улице Уральской и в цехах ООО «Благовест» на улице Фрунзе.
Острые углы и грубая, даже неряшливая сварка – пожалуй, самая неоднозначная скульптура симпозиума. Угадывается мужская фигура, но кто это и чем он занят, неясно - мастер Андрей Барахвостов раскрывать задумку отказывается. Художник намеренно окружил своё творение ореолом таинственности.
«Этот металл был закопан в земле, его экскаватор буквально выцарапал оттуда. Он, может быть, пролежал там сто лет. Вполне вероятно, что это демидовская сталь. Я хочу оставить этот материал в прямой, ржавой, эстетике. Пускай он живёт своей жизнью: дождь прошёл – он стал ярким, обсох – поменял оттенок. А что касается образа – не хочу раскрывать задумки. Получается брутальный дяденька, обыватель демидовских времён! Люди возьмут и сами название ему придумают. Это же здорово! Кто-то скажет, что это железный дровосек, кто-то, что рыцарь, а кто-то обзовёт его тагильским металлургом. Может, легенда даже появится на этот счёт. А если я сейчас всё разжую, то будет уже неинтересно. Я хочу, чтобы работа сохранила всю вложенную в неё энергию. В принципе, я доволен тем, что у меня получается».
Андрей Барахвостов впервые работает с рублеными плоскостями, специально не закрывая все отверстия и щели и не исправляя неровности металла. В этом, говорит, тоже есть интрига, все «дефекты» материала вписываются в задумку идеально.
«Уникальность фестиваля заключается в том, что за 10-12 дней ты обязан сделать свою работу. Если заявился, то назад дороги уже нет. А художники же обычно творят в своих мастерских, предпочитая, чтобы им никто не мешал. Тут же всё делается прилюдно. Живое общение. В этом и есть смысл симпозиума. И вообще очень хочется, чтобы работы приезжих мастеров тоже украшали наш город, а не только мы с Ивановым что-то здесь делали!»
Известный тагильский скульптор Александр Иванов планирует посадить в лодку трёх старообрядцев и отправить их в вымышленное, но основанное на реальных событиях путешествие по реке Чусовая.
«Мы же сами сюда как попали? По реке! Дорог тогда не было. Вот перед вами старообрядцы, которые взяли лодку у вогулов и потихоньку добираются до тагильских мест. Но это легенда такая. Они сами легенда, поэтому получилось очень фантазийно. Нереальное что-то. Два человека в лодке уже сидят, поскольку Бог любит троицу, то и мы работаем в этом ключе. При этом у каждого человека свой характер. Сели они в лодку и, как говорится, побрели паломники, чувства придавив…», - поясняет Иванов.
На второй площадке, в мастерских на Вые, обретают черты огромные глыбы. Громадины из камня, признаются мастера, сами диктуют образы.
«На площадке по Уральской коллеги работают с металлоломом, у них тема обозначена чётко – «Демидовские мастеровые». У нас же она свободная: тут сам камень говорит тебе, что надо делать. Вот была у нас каменюка – красивая, женская. Мы и решили воплотить этот образ в жизнь. Получается такая древнерусская птица с женским лицом. Она возрождается из пепла, подобно фениксу. Разворачивает свои крылья, открывает глаза… Примерно так. А вообще, работу надо показывать уже готовую. Чем меньше народу увидит её до изготовления, тем интересней будет потом», - рассказал скульптор Алексей Кузнецов.
Ещё один участник фестиваля - Владимир Павленко - работает над образом горы Высокой. В городе, отмечает мастер, наконец появятся работы из камня.
«Тагил всё-таки уральский город! А нас есть здесь всё что угодно, а вот скульптур из камня нет. Мы очень долго шли к этому мероприятию. Очень хочется, чтобы этот симпозиум стал традиционным. Но, честно говоря, всё упирается в деньги. Если будет финансирование, то будет и мероприятие».
Творческая конференция уже на финишной прямой. У мастеров осталось несколько дней на последние штрихи, 25 августа симпозиум закроется.
По окончании Нижнему Тагилу останется девять скульптур, часть из них должна украсить «Тагильскую лагуну». Мастера в ближайшие дни посетят реконструируемую набережную и выберут подходящие места для размещения, рассказали в пресс-службе мэрии. Остальные произведения искусства, созданные на симпозиуме, появятся в других живописных уголках города.
[!photos? &dir=`2015/08/20/skulptura`!]
Агентство новостей «Между строк»