Нижнему Тагилу прочат передел на транспортном рынке. «Надо только создать общественный запрос, чтобы жалобы на перевозчиков сыпались одна за другой»

Транспортники Нижнего Тагила готовятся к переделу рынка. Власти города давно собирались взять под контроль эту бизнес-сферу, но реальный шанс сделать это появился только сейчас. В предпринимательских кругах активно обсуждают, что мэр Нижнего Тагила Сергей Носов готов посодействовать местным бизнесменам, которые давно заглядываются на прибыль коллег из транспортного сектора. Реализовывать «транспортную революцию» поручено Общественной палате, которая обеспечит «запрос снизу». Подробности – в материале АН «Между строк».

«Носову предложили создать муниципально-частное предприятие, которое постепенно перекроит рынок под себя, – рассказал знакомый с ситуацией источник агентства. – Первый шаг на пути к реализации это плана – искусственное создание общественного запроса на перемены. Надо, чтобы на действующие компании-перевозчики одна за другой посыпались жалобы. Сделано это будет руками представителей Общественной палаты. Чтобы это выглядело не как команда сверху, а как просьба самих горожан и адекватные меры по реагированию со стороны мэрии».

В мэрии Нижнего Тагила признали, что давно ждали перемен на рынке транспортных услуг, но почва для «революции» образовалась только спустя четыре года правления команды Сергея Носова.

«Ещё до вступления в должность мэра (в 2012 году. – Прим. ред.) Сергей Константинович заявлял, что наведёт порядок в этой сфере, – рассказал собеседник агентства в администрации. – Он, в частности, обещал избавить город от маршруток. Тогда это послужило популярным политическим лозунгом, но после вступления в должность мэр разобрался и понял, что нынешняя ситуация при всех своих недостатках сложилась не просто так. Маршрутки, по сути, спасают город в отсутствии пристойного общественного транспорта – автобусов и трамваев. Так что всё “наведение порядка” свелось к розыгрышу аукциона по распределению маршрутов между существующими компаниями-перевозчиками. Это было чистой формальностью, потому что транспортники заранее распределили между собой лоты и заявлялись каждый на свой».

По словам чиновника, договорённости между мэрией и транспортными компания были хрупкими, но сохраняли баланс: первая закрывала глаза на недостатки вторых, а те в свою очередь пытались подстраиваться под запросы администрации.

Одной из предпосылок к разрыву устоявшихся отношений стало ухудшение личных взаимоотношений главы Нижнего Тагила и руководства местных транспортных компаний, отметил источник агентства.

«Непонятно, что конкретно грядёт в это сфере, как будет продвигаться и чем закончится: сможет ли новый игрок вытеснить уже существующих, – говорит наш собеседник из предпринимательского сообщества. – Большой вопрос, зачем это нужно Носову. Есть предположения, что новая фирма предложила ему после захвата контроля регулировать цены на свои услуги в соответствии с политическими интересами. Допустим, сбросить цены перед выборами мэра. Но такой вариант кажется маловероятным. Слишком мелко. Ещё и неизвестно, понадобятся ли политические дивиденды Носову на следующих выборах».

В среду, 5 октября, в Нижнем Тагиле прошла встреча членов Общественной палаты (Елены Бессоновой, Сергея Мошина, Александра Коновалова и Михаила Аршанского) с жителями города. За два часа в собрании поучаствовали не более 15 человек. В большинстве это были работники транспортной компании «Альфатранс-НТ», которые жаловались, что в Тагиле невозможно заниматься частным извозом из-за появления федеральных диспетчерских служб информирования такси.

«Они могут себе позволить выставлять низкие цены за свои услуги, поскольку не содержат автопарк, а нанимают по договору местных водителей, – заявил один из шофёров “Альфатранс-НТ”. – Большинство из них не проходят ни медосвидельствование, ни техосмотр. Приехать за вами может кто угодно и в каком угодно состоянии: наркоман, пьяница, маньяк. Но никакой ответственности диспетчеры за этих водителей не несут – они просто служба информирования. В таких условиях местные таксомоторные компании с затратами на автопарк, техническое его поддержание и контроль за сотрудниками цены снизить не могу и следственно проигрывают конкуренцию федеральным диспетчерам».

На общественный транспорт поступило всего четыре жалобы. Две из них (от студентки пединститута и предпринимательницы с Красного Камня) касались неудобства графика движения маршруток: «Газели» курсируют между районами только через центр города, где пассажиры вынуждены делать пересадку, а кроме того, после 21.00 большинство машин уходят с рейсов.

«На то есть объективные причины, – объяснил директор “Союз-НТ” Александр Петров агентству новостей “Между строк”. – Водителям невыгодно гонять пустой воздух по непопулярным маршрутам. Заставлять их работать там – значит лишить дохода и привести к уходу с работы. Мы организовали на таких маршрутах дежурства, но на большее вряд ли способны, иначе это приведёт нас в минус».

По словам Петрова, «маршрутный» бизнес в Нижнем Тагиле развивается в соответствии с ценами на услуги перевозчиков. В пример он привёл повышение платы за проезд, которое позволило обновить автопарк «Союз-НТ».

«В прошлом году, когда проезд стоил 16 рублей, мы просили поднять его до 26 рублей, но надеялись, что цену позволят поднять хотя бы до 23 рублей. В итоге подняли до 19 рублей, – говорит он. – Это была крайняя планка, чтобы нам хоть как-то минимально существовать и развиваться. В тех обстоятельствах на 16 рублях останавливаться было просто нельзя, иначе бы работали себе в убыток. В этом году мы снова готовим запрос в РЭК на перерасчёт цены к следующему году. Но надежды мало – будут выборы мэра, губернатора и, скорее всего, действующие власти не пойдут на непопулярные меры».

Также на заседании Общественной палаты прозвучали претензии к трамвайному движению. Судьбой этого вида транспорта озаботился глава тагильского Фонда соцподдержки железнодорожно-промышленного комплекса Министерства путей сообщения Станислав Зыкин. Он свой интерес объяснил любовью к трамвайным прогулкам.

Итогом мероприятия стала идея создания в Нижнем Тагиле службы, которая регулировала бы работу таксистов: проводила бы медицинский и технический осмотр. Конкретная программа, по решению председателей совещания, после разработки будет передана на рассмотрение Сергея Носова.

«Это должно поспособствовать развитию добросовестных перевозчиков и ограничить деятельность тех, кто под разными предлогами снимает с себя ответственность за качество своей работы и безопасность людей, – завила Елена Бессонова. – Речь не идёт о создании какого-либо МУПа, а, может быть, о едином частном предприятии. В любом случае, пока это только планы».

К этим планам в федеральных диспетчерских службах такси отнеслись скептически.

«Будет интересно узнать, как на такое “единое предприятие” посмотрят в Федеральной антимонопольной службе. Я не знаю, как комментировать подобное. Мы действуем в рамках закона», – сказал директор отделения компании «Везёт» Константин Новиков.

В тагильских компаниях-перевозчиках тоже не видят смысла в создании службы по контролю за водителями – законно зарегистрированные компании сами содержат подобные отделы.

«Меня эта тема, конечно, касается непосредственно, но я не понимаю, как можно заставить бомбил проходить где-то учёт, – говорит работник “Альфатранс-НТ” Артём Вахонин. – Единственное, где им нужно регистрироваться для работы, – это приложение в интернете, и всё – получай заказы и катай людей. Как их будут искать? Всех что ли на дороге останавливать?»

Источники АН «Между строк» уверены, что члены Общественной палаты просто пытаются вывести диалог с общественностью в нужное русло.

«Палата в курсе задачи. Эта организация создана недавно, и пришла пора для её членов оправдать своё существование. Сейчас они будут собирать информацию и акцентировать внимание на подходящих сообщениях», – заявил наш собеседник.

Агентство новостей «Между строк»