«Каждый ребёнок имеет право на счастливое детство». История многодетной мамы из Нижнего Тагила, усыновившей троих детей

«Каждый ребёнок имеет право на счастливое детство». История многодетной мамы из Нижнего Тагила, усыновившей троих детей

Детей, оставшихся без попечения родителей или других родственников, в народе принято называть «детдомовские». Но в нынешних реалиях это не совсем корректно. Теперь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут и проходят реабилитацию в комплексных центрах социального обслуживания населения. В Нижнем Тагиле таких центров четыре: Дзержинский, Ленинский, Пригородный и Тагилстроевский. Журналист АН «Между строк» Кира Волковских пообщалась с тагильчанкой, взявшей под опеку троих детей, и со специалистом «Школы приёмных родителей» комплексного центра социального обслуживания населения Тагилстроевского района, чтобы развеять мифы о процедуре оформления замещающей семьи. 

Как отмечает специалист «Школы приёмных родителей» Ксения Ловягина, многие потенциальные родители в начале своего пути с опаской относятся к решению взять в семью «детдомовского» ребёнка по нескольким причинам. Во-первых, многих пугает бумажная волокита и страх того, что процедура может затянуться на длительное время. Во-вторых, многие боятся «плохой генетики»: мол, неродной ребёнок обязательно пойдёт по стопам своих непутёвых родителей, в какой бы среде он ни рос. В-третьих, люди боятся, что не справятся с воспитанием травмированного непростой судьбой ребёнка и не получат помощи от членов своей семьи.  

Оксана и её большая семья 

Всё это лишь стереотипы, уверена 33-летняя тагильчанка Оксана (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.). Свою первую дочь женщина родила в 23 года, а в 2020-м забрала из комплексного центра двух девочек, которым сейчас 5 и 6 лет. В этом году Оксана решилась взять ещё одного ребёнка — младшему сынишке сейчас 4 года. 

«Ещё со школы я задумывалась об усыновлении ребёнка. Помню, в 7-м классе ездила в детский лагерь в Антоновском. Там рядом был детский дом. Я уже тогда маму просила взять из этого детского дома ребёнка к нам в семью, но времена были тяжёлые, в 90-е все выживали, как могли. Конечно, маме было не до приёмных детей», — вспоминает тагильчанка.

Уже во взрослом возрасте Оксана вновь вернулась к своему давнему желанию — подарить семью ребёнку, который по каким-либо причинам был её лишён. Но жизненные обстоятельства не складывались. Сначала беременность и материнство, потом собственный бизнес, который отнимал много времени и сил. 

«В 2019 году я решила, что пора. Нужно было официально трудоустроиться, чтобы был официальный доход и чёткий график работы. Это было необходимо для того, чтобы начать процедуру оформления замещающей семьи, — делится Оксана. — Как-то коллеги поехали в социально-реабилитационный центр с волонтёрской помощью, я попросилась с ними. Там увидела девочку, она с братом была. Двойняшки. Я так её полюбила, прямо с первого взгляда! И начала собирать документы, проходить обучение в “Школе приёмных родителей”».

Как рассказывает женщина, сбор бумаг был гораздо быстрее и легче, чем она думала изначально. Биологическая дочь Оксаны восприняла появление в их с мамой жизни новых сестры и брата хорошо, без конфликтов и ревности. Они вдвоём ходили в комплексный центр социального обслуживания населения Тагилстроевского района на занятия «Школы приёмных родителей». 

Гостевой режим — это временное пребывание детей в семьях в выходные и праздничные дни. Такая практика помогает детям-сиротам пройти адаптацию в кругу реальной семьи. Кроме того, передача ребёнка в «гостевую» семью может служить первым шагом к усыновлению, возможностью для взрослых и малыша лучше узнать друг друга, понять, смогут ли они жить вместе. 

«Мне разрешили оформить гостевое опекунство. У двойняшек мама сидела в тюрьме. Если бы после освобождения она захотела их забрать, то ей нужно было бы написать заявление о том, что она хочет устроиться на работу и воспитывать детей. По закону такому родителю даётся на поиск работы полгода. Если бы я взяла двойняшек под опеку, их бы забрали у меня и передали биологической матери. Моя дочка привыкла к этим детям, но оформить их на постоянную опеку не получилось. Дочка, конечно, была расстроена, что двойняшек мы не забрали, а взяли других девочек. Но потом привыкла», — рассказывает Оксана. 

На вопрос, знают ли дети, что они взяты из учреждения государственного воспитания, Оксана удивленно смеётся и утвердительно кивает. По словам женщины, ей и в голову не приходило, что такую информацию нужно скрывать от детей или окружающих. 

«Девчонки помнят свою маму, мы её с ними обсуждаем. У старшей из девочек потребность поговорить, услышать ответы на вопросы: почему мама так поступила, почему их забрали? Мы ездили смотрели дом, где они жили. Для детей это очень важно. Пусть они и были маленькие, когда остались без родителей, но всё равно помнят их и какие-то обрывки из своей прежней жизни. Сына я забрала, когда ему было два года, и даже он по фотографиям папу своего узнал».

Оксана делится, что сын про своих биологических родителей с ней не разговаривает. Но если вопросы однажды возникнут, то женщина готова ответить на все без утайки. Оксана не ограничивает контакты своих детей с их родственниками, если желание общаться обоюдное. 

То, что дети приёмные, многодетная мама не скрывает не только от них, но и от окружающих. Осуждения и косых взглядов на себе Оксана никогда не замечала и не понимает, почему это в принципе может являться чем-то постыдным. Разумеется, поначалу мама и бабушка Оксаны привыкали к приёмным внукам, но сейчас они относятся к ним так же, как к родным. 

«Когда мама приходит к нам в гости, она всегда приносит одинаковые подарки. У неё нет разделения на “свой” и “чужой”. А вот моя бабушка души не чает в нашем младшем сыночке. У неё он с уст не сходит. И неудивительно, ведь он обаяшка, такой хорошенький мальчик-колокольчик», — радуется многодетная мать. 


Фото: Unsplash.com / Ekaterina Shakharova

Оксана мечтает построить большой дом для своей большой семьи. Несмотря на то, что она мать-одиночка, женщина не ждёт ни от кого помощи и планирует после расширения жилплощади взять в свою семью ещё детей. Оксана категорически не верит в «плохую генетику». По её мнению, человека формирует окружение: семья, друзья, близкие, но точно не наследственность. Перекладывание проблем на генетику — это лишь снятие ответственности с себя, когда ты что-то недоглядел, чего-то недодал, уверена женщина. 

«Каждый ребёнок имеет право на счастливое детство. Главное — любить и слышать своих детей», — делится Оксана.

Усыновление: от А до Я 

В обществе принято называть семью, которая взяла сироту на воспитание, приёмной. Но приёмная семья является лишь одной из нескольких форм принятия ребёнка. Также в законодательстве есть такие понятия, как усыновление, опека, приёмная или патронатная семья. Вместе такие семьи называют одним словом — замещающие. 

Усыновление — это форма принятия ребёнка в семью на правах кровного. После усыновления ребёнок наделяется всеми правами и долями в имуществе, как кровный ребёнок, а также имеет право на наследство. 

Опека — принятие в семью ребёнка до 14 лет для воспитания. После 14 лет это уже называется попечительством, но суть остаётся той же. Обычно под опеку берут детей близких родственников, но её можно оформить и на чужого ребёнка. Договор об опеке заключается на ограниченное время, и дети под опекой всё так же числятся в базе детей на усыновление. Права опекуна ограничены: вы занимаетесь воспитанием ребёнка, но не являетесь его родителями. Вы не имеете права менять имя и фамилию ребёнка, распоряжаться его имуществом без разрешения органов опеки.

Приёмная семья — одна из форм опеки. Основное различие в том, что ребёнок берётся в семью на возмездной основе, то есть за деньги. К данной категории относится также патронат. При принятии ребёнка между родителями и органами опеки заключается договор на определённый срок. Но есть ограничения: в приёмной семье не может воспитываться более восьми детей, включая родных. Если у ребёнка есть братья и сёстры, то семья должна взять их всех. Разделение допускается в редких случаях. Размер вознаграждения приёмных родителей, суммы на содержание детей, меры социальной поддержки семьи определяет региональное законодательство. 

Патронатная семья во многом схожа с приёмной, но основное различие состоит в том, что права и обязанности разделяются между патронатными родителями, органами опеки и государственным учреждением по трёхстороннему договору. Патронатный родитель выступает как работник, получающий за свою работу заработную плату. 


Фото: Unsplash.com / Tyler Nix

Какой бы ни была форма принятия ребёнка в семью, для людей, готовящихся к этому серьёзному шагу, является обязательным прохождение «Школы приёмных родителей». Такие школы есть в каждом районном комплексном центре социального обслуживания населения. 

«Многие думают, что взять ребёнка — это огромная бумажная волокита. Но на самом деле это совсем не так. Больше всего времени занимает обучение в “Школе приёмных родителей”. Занятия мы всегда адаптируем под кандидатов. Мы обсуждаем с ними удобное время, поскольку многие люди работающие, чаще всего занятия проходят в будни в 18 часов. В выходные мы тоже обучаем родителей», — говорит представитель «Школы приёмных родителей» Ксения Ловягина. 

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических уроков, тренингов и индивидуальных консультаций. Вся программа курса разделена на четыре блока: юридический (социально-правовой), медицинский, психолого-педагогический и социальный. В программу юридического блока включены положения законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. 

В программе медицинского блока кандидаты на роль приёмных родителей знакомятся с особенностями физического, психического состояния здоровья детей-сирот, а также с наиболее часто встречающимися отклонениями в состоянии здоровья и нарушениями в их поведении.

В программе психолого-педагогического и социального блоков родители узнают, как меняется ситуация в семье с появлением приёмного ребёнка и что необходимо сделать, чтобы наладить отношения. Также специалисты рассказывают о том, какие психологические особенности характерны для детей, узнавших, что такое сиротский опыт, плохое обращение, горе и утрата, о том, как лучше взаимодействовать с приёмным ребёнком, педагогами, органами опеки и попечительства и иными организациями.

В 2022 году в программу были включены занятия, на которых присутствуют уже действующие приёмные родители, имеющие за плечами огромный опыт по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Эти семьи-«стажисты» с удовольствием делятся своим бесценным опытом со слушателями школы. Главное, для чего нужны подобные встречи, — помочь будущим замещающим родителям перенять знания и опыт. 

Ещё один миф о приёмных и опекунских семьях: для того чтобы стать замещающим родителем, нужно обязательно состоять в браке. Здесь стоит отметить, что если одинокий человек искренне желает принять в семью ребёнка, то никто этому мешать не будет. 

«Один человек вполне может стать замещающим родителем, таких семей у нас на сопровождении много, вот и Оксана тому отличный пример», — уверяет Ксения Ловягина. 

Главная цель «Школы приёмных родителей» — помочь кандидатам в замещающие родители разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приёму ребёнка. Для школы очень важно дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребёнка. Специалисты на всех этапах оказывают всестороннюю поддержку кандидатам и уже состоявшимся замещающим семьям. 

Слушатели «Школы приёмных родителей» обеспечиваются информационными и методическими материалами по всем темам. По окончании курса они проходят собеседование и получают свидетельство. 


Выпускники «Школы приёмных родителей» / группа Тагилстроевского центра социального обслуживания во «ВКонтакте» 

С начала 2022 года «Школу приёмных родителей» в Тагилстроевском районе прошли и закончили 18 человек. Девять выпускников уже приняли в свои семьи детей. На учёте в центре состоит около 200 семей, в которых воспитываются более 300 детей.

Специалисты отделения сопровождения замещающих семей и после окончания школы продолжают работу с семьёй, оказывая социально-правовые, социально-педагогические, социально-психологические услуги. 

«У нас оказывается любая психологическая помощь на бесплатной основе. Мы выезжаем на дом, всегда помогаем как родителям, так и детям. Все семьи, что закреплены за нашим участком, всегда в тесном контакте с нами. Мы оказываем сопровождение 24/7. А ещё в нашем центре с октября этого года начнёт свою работу “Академия приёмного родителя”. Это новый проект, предназначенный для состоявшихся замещающих родителей, которые после принятия ребёнка в семью столкнулись с различными психологическими и педагогическими трудностями», — говорит Ксения.

Для подопечных и их родителей специалисты комплексного центра социального обслуживания Тагилстроевского района организуют досуг: проводят интересные и познавательные конкурсы, мастер-классы, походы, поездки, концерты. Семьи собираются в центре, чтобы поговорить, обсудить насущные проблемы и вопросы. 

«Наши подопечные давно стали одной большой дружной семьёй. И мы надеемся, что ещё больше людей захотят прийти в “Школу приёмных родителей” комплексного центра социального обслуживания населения Тагилстроевского района для того, чтобы начать свой успешный путь замещающего родителя!» — заключает специалист школы Ксения Ловягина.