Изолированные в Тагиле. Ведущий Евгений Шевченко — о спасении в оптимизме и поиске себя

В первый день лета «Афиша МС» пообщалась с представителем одной из самых зажигательных и позитивных профессий — диджеем «Экорадио», ведущим мероприятий Евгением Шевченко. Женя рассказал нам о бизнесе, который сейчас приносит убытки, о творчестве и новых идеях, которые «подарил» коронавирус.

Про работу и «праздничный» бизнес

Я работаю на три фронта: на радиостанции, в досуговом центре «Урал» и ещё у меня свой развлекательный бизнес. Учреждения культуры закрылись сразу, как только объявили режим самоизоляции. Первое время мы сидели по домам и практически ничем не занимались. Позже перешли на удалённую работу, стали снимать видеоролики, делать обучающие видеоуроки для наших детей-кружковцев. На радио удалённо делать эфир не получается. Это технически очень сложно, так что мы в небольшом составе бываем на радиостанции, практические все сотрудники сидят по домам.

Когда только объявили режим самоизоляции, у меня было желание из чувства солидарности уйти в самоизоляцию. Но руководство радиостанции сказало нам, что нужно поддерживать людей, нужно выходить в эфир и давать позитив. И наши эфиры действительно стали поддержкой для горожан. Люди нас слушали из дома, звонили нам, участвовали в наших розыгрышах. Я почувствовал, что мы не просто так мы работаем, что людям мы чем-то полезны.

У бизнеса дела сейчас идут вообще не хорошо. До карантина бизнес был самой прибыльной моей деятельностью, а теперь он стал убыточным. У нас, у ведущих мероприятий, есть такая штука, как предоплата. Чтобы забронировать дату, люди дают предоплату. И эти деньги не в отдельном сейфе неприкосновенно лежат, они, как и в любом бизнесе, идут в оборот. В апреле и мае у меня пропало 10 мероприятий и мне пришлось вернуть за них предоплату. Конечно, в договоре у меня ничего не написано про пандемию и самоизоляцию, но там говорится о том, что если человек не позже чем за две недели сообщает об отмене мероприятия, то я предоплату возвращаю.

В июне должны были быть выпускные в школах, но и с ними пока неясно ничего. Многие переносят праздник на август, некоторые ребята хотят отметить выпускной в июне на даче или на природе, если не откроется общепит, а он ещё очень долго не откроется, мне кажется. Плохо то, что некоторые клиенты отменяют события не потому, что закрыты рестораны, а потому, что у них ухудшилось финансовое положение. Некоторые отменяют свадьбы. «Мы просто вдвоём распишемся, у нас плохо всё с финансами», — говорят они. И таким людям сложно не отдать предоплату!

Мне кажется, полгодика-то нам ещё придётся пожить без праздников и мероприятий. А может, и до Нового года ситуация не изменится. Да, есть люди, которые заранее отложили деньги на торжество и планируют провести его во что бы то ни стало. 

О помощи государства

В начале этого года я изменил статус ИП на статус самозанятого. В числе первых оформил выплату в размере 5 тысяч рублей, которая полагается самозанятым во время пандемии. Это не очень большие деньги. Я знаю, что бизнесменам выдали на каждого работника единовременно по 12 тысяч рублей. Это тоже небольшие деньги, да и в среднем и малом бизнесе речь идёт о совсем других налогах и обязательствах.

Честно говоря, никакой поддержки бизнесу от государства нет. Какие-то небольшие деньги дают просто затем, чтобы сказать: а мы вам помогали ведь, что же вы недовольны. Раньше мы могли надеяться только на себя, не ждали помощи от государства и начали делать бизнес. Кто-то начал помидоры выращивать, кто-то свадьбы проводить. А сейчас практически во всех сферах кризис, причём одно из другого вытекает. У меня, допустим, нет свадеб не потому, что рестораны закрыты, а потому, что у людей денег нет, им на работе зарплату не платят. Получается, что ни у кого ни на что нет денег. Если бы правительство дало простым людям деньги, они пошли бы в рестораны, в магазины и эти деньги потратили. И тогда экономика бы восстановилась, а сейчас тяжело всем.

Я не помню, чтобы наших простых людей государство особо поддерживало. Но даже мне кажется странным, что в такой сложной ситуации власти не предпринимают каких-либо действий, берегут этот фонд накопленный, о котором все вокруг говорят. Почему столько заражённых в стране? Потому что люди не могут не работать, они не сидят на самоизоляции. Ни у одного работодателя нет мешка, на котором написано «На чёрный день», в котором лежит зарплата на весь штат на два месяца вперёд. У нас бизнес работает от 0 до 0, лишь бы хватило на аренду помещения. В Тагиле уж точно. Мы, кстати, на радио, когда карантин начался, призывали в эфире арендодателей пойти навстречу бизнесу, не брать с бизнесменов деньги, сбавить стоимость аренды наполовину. Напрямую обращались, пользуясь своим служебным положением.

О творчестве и новых идеях

Я вообще человек-оптимист и уверен, что не всё так плохо в нашем мире. Можно найти и в сегодняшней ситуации плюсы. Вот ты работал всю жизнь на рынке, торговал помидорами, а сегодня рынок закрылся и ты дома сидишь. Может быть, это шанс задуматься, что ты не для этого рождён? Может быть, ты писатель? От карантина нужно брать плюсы, побольше литературы читать, чтобы она вдохновляла на какие-то дела. Мы всё время живём в потоке, а сейчас пришло время остановиться и найти себя в чём-то новом.

Я, к примеру, начал осваивать YouTube. Снимаю ролики, выкладываю пока на один канал, но за лето хочу распределить темы и сделать несколько разных каналов: про образ жизни, про новости, интервью. YouTube сейчас рассматриваю как широкое поле для деятельности. Теперь уже есть планы, как непосредственно зарабатывать на роликах и каналах, так и для привлечения аудитории для работы в офлайне.

И раз последние два месяца отменились мероприятия и времени свободного стало больше, я решил пройти курс от сценаристов программы «Вечерний Ургант». Так что к сезону свадеб и корпоративов (когда бы он ни наступил) моя боеготовность увеличится десятикратно!

О жизни семьи на даче

Жена у меня работала в детском центре до карантина. Он, конечно же, сразу закрылся, и всех сотрудников попросили уволиться. С работодателем все сохранили нормальные отношения, так что смогут вернуться, когда всё это дело закончится. Жена зарегистрировалась в Центре занятости, и ей выплачивают пособие.  

Старшая дочь собирается в школу пойти, она не успела доходить пару месяцев на курсы подготовки. Уж не знаю, как это скажется или не скажется на поступлении в первый класс. Но мы надеемся, что 1 сентября карантин закончится и мы пойдём в школу. Ещё старшая дочь занималась танцами, и вот уже два месяца у неё нет тренировок. Не знаю, вернётся ли она к танцам после.

С начала мая наша семья живёт в саду. За редким исключением выезжаем в магазин. Дети не сидят без дела, разумеется. Мы с ними занимаемся: тут и чтение, и развивающие игры.

Маски, антисептики — всё это мы используем. Да и руки стараемся мыть почаще. Но к маскам я, честно говоря, отношусь так себе — уж не знаю, насколько они помогают, мне кажется, они больше собирают микробы. Я думаю, что стоит доверять всему миру и официальным цифрам тоже. У нас на радиостанции последние два месяца постоянно стоит терпкий запах спирта. Но проблема заключается в человеческой психологии. На первых неделях мы серьёзно относились ко всему этому, протирали каждый сантиметр помещения, сами чуть ли не поливались антисептиками, а теперь иногда и забываем об этом. Мы уже привыкли к этой ситуации и относимся к ней проще. А ведь вирус пришёл из Москвы в регионы, и, наверное, у нас будет ситуация хуже, а мы уже расслабились. Надо постоянно в голове держать, что вирус среди нас ходит и он опасен.

О жизни после карантина

Многие говорят: мир не будет прежним после пандемии. А я думаю, что мир будет прежним. Люди с радостью вернутся к прежней жизни, как только им позволят. Мне кажется, люди устали от онлайна. Мы последние два месяца живём в сериале «Чёрное зеркало», и это мало кому нравится. Людям нужно человеческое общение. Мы живём в саду и наблюдаем, как соседи радуются тому, что уехали из города к свободе, чистому небу. И никто не сидит в планшетах.

Думаю, после карантина многое останется в онлайне. Наша консервативная страна в принципе должна была давно прийти к этому. Например, станет проще получать какие-то справки, услуги, в образовании будут использоваться какие-то новые технологии. Бюрократия сойдёт на нет благодаря коронавирусу. Мы теперь можем через сайт легко оформить пособие на ребёнка. Эти вещи, конечно, останутся — смысл возвращаться к бумажкам, если всё так удобно стало.