«Искусство — это любовь». Лариса и Николай Грачиковы — о семье, творчестве и призвании 

«Искусство — это любовь». Лариса и Николай Грачиковы — о семье, творчестве и призвании 

Лариса и Николай Грачиковы познакомились 35 лет назад. Он был молодым преподавателем живописи на худграфе НТГСПИ, она — студенткой. Вместе они прошли большой жизненный и творческий путь, вырастили сына Марка, теперь занимаются внуками. Оба известные художники с узнаваемым творческим почерком, оба сильные личности и педагоги, воспитавшие несколько поколений живописцев и графиков Нижнего Тагила. Редактор АН «Между строк» Екатерина Баранова пообщалась с самой красивой парой тагильского худграфа о творческом пути и семье, вдохновении и искусстве, которое порой забирает все силы. 

Лариса 

Ларисе Грачиковой, кажется, суждено было стать художницей. Её папа хорошо рисовал и с детства прививал любовь к прекрасному дочери. Юная Лариса — утончённая красавица, чутко чувствующая красоту, — решила пойти на худграф. 

«До какого-то возраста все дети любят рисовать. Рисование — любимый предмет у детей. А потом, уже в старших классах, они понимают, что их представление о рисовании и их возможности рисовать не совпадают. Они начинают комплексовать, что не получается так, как в жизни, и перестают любить этот предмет. Мне кажется, любого человека можно научить рисовать. И надо понимать, что к искусству это никакого отношения не имеет», — говорит Лариса Грачикова.  

Лариса Станиславовна старается не разделять искусство на женское и мужское, ведь талант не зависит от пола. При этом она признаёт: путь женщины в искусстве сложнее и тернистее даже в современном мире. Женщина, какой бы талантливой художницей она ни была, часто жертвует карьерой ради детей, семейного быта. В какой-то момент Лариса поняла, что жизнь ей интереснее искусства.

Лариса Станиславовна много лет занималась графикой и живописью, потом увлеклась дизайном и фотографией. Много сил отдавала преподавательской деятельности. По признанию самой художницы, работать со студентами ей было интересно. Она радовалась успехам своих учеников, творческой атмосфере на курсе. Особенно нравился педагогу момент, когда она брала кисть и поправляла студенческую работу так, чтобы всё в ней стало гармоничным.  

На вопрос о том, приносит ли удовольствие создание произведения, Лариса Станиславовна удивлённо замечает: творческий процесс — это тяжёлая физическая и умственная работа. 

«Когда ты выбираешь это профессией, говорить о том, что получаешь удовольствие от процесса, — это бред полный. Это тяжёлая работа. Бывает, сидишь в неудобной позе: ни руки, ни ноги, ни голову не отключить. Голова вообще не отключается. Ты работу оставил, домой спать приехал, а она тебя не отпускает. А если не получилось что-то сделать — это такой стресс, такое разочарование. Это тяжёлая профессия». 

По словам Ларисы Грачиковой, сегодня она подводит итоги своего творческого пути: в начале карьеры она была востребованной художницей, её работы покупали, приглашали на международные выставки. 

«Классно быть молодым художником. У тебя всё впереди, ты ещё не задумываешься, кем станешь в истории искусств, ты просто живёшь. При этом молодой художник очень востребован, его везде зовут. Сегодня появилось много галерей, все ищут новые, свежие имена — вдруг среди них есть большой талант? У нас не было интернета, мы ничего не знали. Мы участвовали в почтовых выставках, когда работы в другие города отправлялись по почте!» 

Николай 

Николай Владимирович родился в небольшом селе Рязанской области, детство и школьные годы прошли в городе на берегу Волги в Волгоградской области. Студентом тагильского худграфа стал совершенно случайно. 

В школе будущий художник занимался спортом, был главным активистом редколлегии. С учёбой было хуже: на математике сын учительницы начальных классов рисовал в учебной тетради вместо того, чтобы записывать формулы. Николай совершенно не понимал, кем хочет стать, когда вырастет. 

В старших классах в школу пришёл работать новый преподаватель по черчению, который окончил  заочно худграф в Нижнем Тагиле. Юному рисовальщику учитель посоветовал поступать в художественный вуз промышленного Тагила, даже написал рекомендательное письмо. 

«Говорю маме: “Дай мне 100 рублей, я поеду в Тагил”. А она спрашивает: “А это что ещё такое, где?”, — вспоминает художник. — Сел на поезд, приехал. В первый день на экзамене по рисунку разбил очки, они упали на каменный пол, а я без них ничего не вижу. Брал осколок от очков, смотрел в него и рисовал гипсовую голову — я до этого в жизни ничего такого не рисовал. Но меня взяли, тогда парней на худграф охотно брали». 

Ещё будучи студентом, Николай Владимирович начал дружить с преподавателями: у него сложились дружеские отношения с Виктором Могилевичем и Владимиром Наседкиным. После окончания института ему предложили должность преподавателя. Он согласился. Решение оказалось судьбоносным. 

Николай Владимирович признаётся, что у него никогда не было тяги написать женский портрет, красивый пейзаж или поработать над сюжетной картиной. Его произведения часто абстрактны и всегда экспрессивны. Оценка зрителей ему не важна, главное — сам творческий процесс. 

«Все виды искусства стремятся быть похожими на музыку, которая является самым абстрактным искусством. Если изобразительное искусство можешь объяснить словами, то для меня это не искусство, — говорит Николай Грачиков. — Искусство должно быть на уровне чувств, оно должно быть необъяснимым. Я же не прошу доказательства существования Бога. Или любви… Как доказать, что ты любишь? Это импульсы, энергии. Искусство — это любовь».  

Важную часть жизни Николая Грачикова занимает сохранение произведений тагильских художников. В 2007 году вместе с создателем компании «Полиграфист-НТ» Александром Захаровым он открыл фонд поддержки и развития искусства «Коллекция». Фонд занимается организацией выставок, поддержкой и продвижением тагильских художников. Именно благодаря «Коллекции» Грачиковым удалось показать и сохранить значимые произведения таких тагильских мастеров, как Геннадий Горелов, Евгений Вагин, Вилен Мухаркин, Алексей Константинов и других.

Общественная работа для Николая Владимировича очень важна. Он видит свою миссию в том, чтобы продвигать и показывать мастерство тагильских художников в разных городах Урала. 

35 лет вместе 

Лариса и Николай Грачиковы любят посещать выставки современного искусства, занимаются делами фонда «Коллекция». Они оба активны в социальных сетях. Так, весной 2020 года, в разгар коронавирусной изоляции, Грачиковы сделали фотопародию для флешмоба «Изоизоляция», которая набрала больше 58 тысяч просмотров в русскоязычном Facebook.

Лариса и Николай с сыном Марком 

Сегодня главная любовь художников Грачиковых — пятилетняя внучка Есения. Малышка становится моделью милых фотосессий бабушки, а дедушка сочиняет для неё остросюжетные сказки. 

«Внучка — наш смысл жизни, она нас сближает, делает семьёй. Это самая большая любовь…» — говорит Лариса Станиславовна. 

При ответе на вопрос, как первая красавица института, а по словам самого Николая Владимировича, и города выбрала молодого, немного заикающегося преподавателя, у супругов Грачиковых мнения расходятся. Николай Владимирович в шутку отмечает, что свою роль сыграла его стильная кожаная куртка, привезённая из Москвы и не имеющая аналогов в Нижнем Тагиле. Мол, модница Лариса сразу обратила внимание на столь яркий предмет гардероба. 

«Мне казалось, что он хорош собой. Мне и сейчас женщины говорят, что он всегда был такой заметный, интересный, — парирует Лариса Станиславовна. — Я тогда хотела рядом человека, который мог бы разделить мои интересы. Он был преподаватель, а одногруппники ещё школьники. А вообще странный вопрос. Ну, любовь, наверное, это была. Между мужчиной и женщиной происходит что-то тайное, объяснить это практически невозможно, почему так происходит». 

Когда оба супруга являются художниками, это, с одной стороны, понятно и логично, а с другой — непросто. При этом, в отличие от других знаменитых творческих пар Нижнего Тагила (Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной, Дианы и Сергея Брюхановых), Грачиковы всегда работали отдельно: не создавали совместных проектов, каждый шёл своим путём в искусстве. 

«Конечно, я подсматривал какие-то вещи у неё, что-то мне сильно нравилось, что-то меньше. Помню, я что-нибудь сделаю, а Лариса говорит: “Это я так придумала”. Я говорю: “Да я раньше тебя это начал делать!” Или на какие-то мои работы знакомые говорят: “Это Лариса рисовала”? И так было всегда. Не влиять друг на друга невозможно», — уверен Николай Владимирович.