Обычный для депутатов ежеквартальный отчёт дорожной полиции, озвученный на прошедшем заседании комиссии по местному самоуправлению и рассчитанный по регламенту буквально на 15 минут, в этот раз продлился целый час. Главный дорожный инспектор не просто перечислил цифры, подробно расписанные на 12 листах, но и рассказал, как он собирается решать проблемы, о которых все давно знают, но предпочитают о них промолчать.
Водители стали меньше гонять, но больше пить
В целом, количество ДТП по сравнению с 2013 годом стало на четверть меньше. Автолюбители Нижнего Тагила больше не гоняют так, как раньше, и предпочитают уступать дорогу на перекрёстках. Заметно уменьшилось и количество водителей без прав, но при этом увеличилось число тех, кто любит «выпить на дорожку».
«Особое внимание я хотел бы обратить на причины аварий, происходящих в городе. На первом месте среди них не только остается, но и увеличивается количество ДТП с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. За последние 9 месяцев рост таких аварий составил 75%. Хоть и проводятся работы по выявлению и пресечению, но пьянство за рулём процветает. Тому подтверждением служит факт, что даже в будние дни, например, в понедельник утром, количество выпивших водителей такое же, как и в выходные и праздничные дни»,– сообщил начальник ГИБДД.
Яков Барбицкий отметил, что большая часть задержанных людей в ходе рейдов – рядовые рабочие градообразующих предприятий, которые направляются на работу. «А потом эти люди в таком состоянии встают за станки», - добавил полковник. Вывод очевиден: в вопросах профилактики алкоголизма недорабатывают промышленные предприятия.
Что касается других часто встречающихся нарушений, то автолюбители Нижнего Тагила чаще всего попадают в аварии из-за выезда на «встречку» (+66,7% к прошлому году), проезда на красный (+75%) и несоблюдения требований знаков (+200%). Особняком в справке стоит количество аварий с участием водителей автобусов: за последний год их количество выросло в 2 раза.
Особая категория нарушителей
«В своё время, в Каменск-Уральском, где я отработал 14 лет, мы добились того, чтобы там не осталось ни одной ГАЗели, хотя их было огромное количество. За пять лет скрупулёзной работы удалось перевести все автобусные парки из малого класса в серьёзные транспортные средства большой вместимости. Я понимаю, что в Нижнем Тагиле упущен этот момент», - говорит Барбицкий.
Организация работы общественного транспорта по-прежнему находится на уровне 90-х годов. Из этого секрета не делал никто, но впервые эта проблема была озвучена лично начальником нижнетагильского ГИБДД.
«Говорить о безопасности дорожного движения с таким хаосом, который творится сегодня, невозможно. Это и абсолютно в неприглядном виде и техническом состоянии машины, и «разношёрстные» лица. Я понимаю, что здесь не должно быть намёков на национализм или экстремизм, но вместе с тем это люди очень низкой культуры, к сожалению. Они очень плохо разговаривают на русском языке и вообще отказываются общаться, ссылаясь на то, что им нужен переводчик. Простите, а для чего нам такие водители вообще нужны?» - заявил полковник Барбицкий.
В Каменск-Уральском, например, по его словам, нет ни одного водителя с иностранным водительским удостоверением. Руководитель ГИБДД признался, что одними силовыми методами, которыми могут оперировать правоохранительные органы, решить проблему нельзя. По его мнению, инициатива должна исходить от властей любого уровня: и от автоинспекции, и от депутатов, и от городской администрации.
А у нас «Безопасный город»… справляется?
Особая гордость Сергея Носова – муниципальная программа «Безопасный город» и, в частности, камеры видеофиксации, как оказалось, не выдерживают никакой критики. Претензии депутатов о том, что их установка была проведена непропорционально по городу, поддержал новый начальник городской автоинспекции.
Большинство наблюдательных пунктов на сегодняшний день расположено в центральной части города, в то время как ДТП всё чаще фиксируются там, где камер нет. К тому же даже около установленных объектов ГИБДД дополнительно устанавливает на обочинах переносные камеры наблюдения.
«Я вам вот что скажу: сделайте запрос и уточните – а сколько на самом деле работает этих автоматических систем видеофиксации нарушений? – обратился Барбицкий к депутатам. - Сколько реально работает из того, на что администрация города потратила колоссальные средства? И вы ужаснётесь. Половина не работает: полученные картинки не читаются, невозможно разобрать регистрационный номер и квалифицировать правонарушение. А для чего тогда эта система вообще стоит? Просто так. Единственная её полезная нагрузка – сдерживающий фактор, не более того. «Пугалка», по сути, за такие деньги. Это разве нормально?»
По его мнению, необходимо дальнейшее развитие системы «Безопасный город» в отдалённых районах города. «Не стоит на этом экономить», - добавил Барбицкий.
Экономить надо в другом месте
Экономией по принципу «Тришкин кафтан» назвал Барбицкий отключение светофоров и освещения улиц на ночь. И здесь Нижний Тагил вновь в аутсайдерах – в Каменск-Уральском и Екатеринбурге магистральные улицы города освещены на протяжении всего тёмного времени суток. «Этот простейший элемент дорожной безопасности» полковник попросил выполнить как можно быстрее.
«Уже пора магистральные улицы нашего города делать такими, чтобы они светились у нас всё темное время суток. Особенно в выходные дни, когда большое количество людей в это время находится на дорогах. Я думаю, что это возможно быстро сделать и прошу вас [депутатов постоянной комиссии] поддержать это предложение. Кроме того, экономией электроэнергии в городе объясняется переключение на ночь в режим ЖМ (жёлтый мигающий – прим. ред.) большинство светофорных объектов. Но господа, таким образом можно сэкономить 10 рублей и при этом тратить колоссальные деньги из бюджета на социальные пособия по инвалидности тем, кто из-за этого попадёт в аварию – получается Тришкин кафтан»
«Зебры» отдельно, остановки отдельно
«Вообще, такое количество пешеходных переходов в Нижнем Тагиле – большая ошибка. Нельзя организовывать новые потоки движения, ориентируясь только на пожелания граждан, живущих поблизости и пересекающих дорогу в неположенном месте по уже сложившейся традиции»
Если всё-таки установка пешеходного перехода необходима, то это нужно делать либо с лежачими полицейскими, либо со светофором с функцией вызова зелёного света. Причём последний вариант, по мнению Барбицкого, более приоритетный, хоть и дорогостоящий.
«Что касается строительства пешеходных переходов в целом, то я повторю: позиция автоинспекции такова, что разрешение будет выдаваться на переходы с организованным пешеходным потоком со светофорно-вызовным устройством. Разрешения на создание нерегулируемого пешеходного перехода больше подписываться не будут»
Полнейшим абсурдом Яков Барбицкий назвал ситуацию с нынешними остановками общественного транспорта. По подсчётам полковника таких мест, где высадка пассажиров осуществляется в непосредственной близости от пешеходного перехода, а иногда и прямо на нём, более двадцати. Таким образом, новое руководство ГИБДД, по сути, поставило условие: сначала администрация должна разобраться с остановками, а потом дорожные инспекторы будут решать вопросы, связанные с пешеходными переходами.
«Как только нормальным образом будут организованы остановки общественного транспорта, мы сразу же приступим к рассмотрению вопросов организации пешеходных переходов. В противном случае, ничего не будет. Я понимаю, что это требует средств, но кто-то же этот беспредел планировал, кто-то разрешил и согласовал это»
Осталось только денег найти
«Упёрлись опять в самое банальное – это отсутствие финансирования. Денег явно не хватило, поэтому мы вынуждены констатировать факт, что, как минимум, в этом году, мы уже ничего сделать по улучшению ситуации в городе не сможем»
Оказалось, что деньги на решение дорожных вопросов найти можно в федеральном бюджете. Достаточно вступить в федеральную целевую программу «По обеспечению безопасности дорожного движения на 2012-2020 годы» и получить внушительные субсидии на условиях софинансирования. Для этого необходимо всего лишь создать собственную программу на уровне муниципалитета, которой у Нижнего Тагила до сих пор нет.
«Если мы не заложим ни копейки в такую программу, то ничего и не получим из федерального бюджета, – поясняет полковник юстиции, – Это касается абсолютно всей инфраструктуры: и светофоров, и «лежачих полицейских», и ограждений. Если мы найдём деньги хотя бы на 2 правильно организованных пешеходных перехода, то федерация выделит деньги еще на два. В противном случае ждать из федерации ничего не стоит».
Впрочем, отсутствие муниципальной программы по дорогам удивило депутатов. Оказалось, что она разрабатывалась ещё несколько лет назад, но по какой-то причине осталась пылиться на полках в кабинетах чиновников.
«Помнится ещё в пятом созыве нами, депутатами, была разработана программа и предложена вам. На что был получен ответ: вы не лезьте, куда не попадя, это не ваша компетенция, мы сами её разработаем, - напомнил депутат Алексей Казаринов, - Кто будет отвечать за то, что её до сих пор нет, Александр Михайлович?»
Чиновник из управления по организационно-массовой работе, Александр Одинцов, к которому обратился депутат, вспомнил про то, что некоторые положения из той программы вошли в «Безопасный город», что вообще целевые программы теперь по закону запрещено разрабатывать, но на поставленный вопрос так и не ответил.
«Программы, как я понял, нет её. Нашу не приняли, а свою не сделали. Простой же ответ, чего тут рассуждать», - резюмировал депутат.
Агентство новостей «Между строк»