Вике Потаповой всего два года. Ей нельзя пить молоко и есть сыр, под запретом бананы, яблоки, яичный белок, сдобные булочки, говядина, картошка и морковь, кондитерские изделия. Список можно продолжать.
«Что у Вики аллергия на молоко, мы поняли давно, можно сказать установили опытным путём. У дочки, после того, как она покушает что-то молочное, сразу выступает сыпь, и появляются признаки, похожие на бронхиальную астму. А вот полный перечень запрещённых нам продуктов узнали совсем недавно. Очень долго не могли попасть к аллергологу, очереди по три-четыре месяца, даже к платным специалистам попасть непросто. Сейчас наблюдаемся в аллергоцентре, картина печальная, ничего нельзя», - делится мама Татьяна.
Пока тагильчанка находится в отпуске по уходу за ребёнком, Викина очередь в детский сад подойдёт только на следующий год. Врачи говорят, что пищевая аллергия может пройти к трём годам, а может остаться на всю жизнь, точный прогноз дать невозможно.
«Мы готовимся пойти в обычный садик. Я вообще не знала о том, что в Нижнем Тагиле есть специальный сад для детей-аллергиков. Когда узнала – было поздно. Там такая очередь, понимаю, что нам не попасть туда. Да и потом, специализированный садик находится на Гальянке, а мы живём на Лебяжке, возить дочь каждый день будет неудобно».
Сейчас маленькая Вика посещает частный детский садик, ходит туда несколько раз в неделю. Для семьи Потаповых это единственный выход помочь ребёнку социализироваться.
«Мы носим еду с собой в специальных контейнерах. Думаю, если бы в обычных садиках практиковали бы подобное, было бы гораздо проще. Но там нельзя, по СанПиНам не положено. В общем, пока я в декрете, ходим в платный садик, но вечно это тоже продолжаться не может».
Мамы плачут, но одно дошкольное учреждение не в силах помочь всем
Детский сад №201 «Рябинка» находится на Гальянке по адресу Тагилстроевская, 9. Сейчас его посещают 113 человек, все ребята имеют аллергические заболевания.
«К сожалению, наше учреждение единственное в городе, которое принимает детей с пищевой аллергией, - рассказывает заведующая Ирина Чиркова. – К нам ездят с Вагонки, Рудника, Старателя, Тагилстроя…»
«Рябинка» работает с 1996 года. Здесь создана специальная гипоаллергенная среда: нет растений, пушистых ковров, пухово-перьевых подушек, постельные принадлежности набиты специальным материалом, безопасным для детей-аллергиков, в группах стоят воздухоочистители. Но основной особенностью дошкольного учреждения является меню.
«У нас заключён договор с городским аллергоцентром. Врач Татьяна Львовна Кушнова ведёт большую работу в нашем детском саду. Кстати, именно она даёт малышам направление в наше учреждение. Обычные садики ребята, страдающие пищевой аллергией, посещать не могут. Меню нашего детского сада было разработано научно-исследовательской группой в Екатеринбурге. Туда входит не только перечень запрещённых и разрешённых продуктов, но и технологические карты приготовления».
Большинству детей, посещающих садик, нельзя молоко. Каждый день медицинская сестра ведёт подсчёт: сколько каш надо приготовить на воде; кому можно бутерброд с сыром, а кому нет; кто сегодня за завтраком пьет чай с молоком.
«А бывают такие случаи: ребёнку можно кашу на воде, но только гречневую, а мы планируем кукурузную, значит одну порцию гречневой каши повара приготовят отдельно. Так по всем позициям: одним суп с картофелем, другим без, одним котлетку куриную, а другим можно только говяжью. Мы не готовим суп на мясном бульоне – только овощной. У нас нет подливов с томатной пастой, не даём какао, селёдку и апельсины. После того, как у нас осталось только 11 детей, которым можно есть пирожки, мы поняли, что не целесообразно готовить выпечку. Вообще, выпечка очень сильный аллерген. Но нельзя сказать, что у нас дети голодные, рацион питания у них нормальный. При соблюдении диеты, которая является главным элементом лечения, дети находятся в стабильной ситуации. Аллергия затихает, нет возможности для развития астматических процессов и острых дерматитов».
- А сотрудники не могут перепутать, дать ребёнку запрещённый продукт?
- Вот приготовили все, затем младший воспитатель идёт на кухню, он уже знает: сколько у него сегодня детей едят такую-то кашу, такую-то котлетку и такой-то суп. У поваров тоже есть раскладка кому, сколько и чего. Воспитатели, естественно, знают каждого ребёнка, а старшие дети уже сами начинают себя контролировать. В каждой группе есть уголок, где расписано, кому, что нельзя кушать. Важный момент в нашем детском саду – это кадры. Сами понимаете, обычные люди здесь работать не смогут. Многие работают со дня основания. У многих воспитателей есть ряд своих педагогических наработок, которыми они пользуются. Вы только представьте, каждый день ребёнка капустой кормить! Конечно, не каждый станет есть, а воспитатель заинтересовывает, кормит.
На кухне детского сада стоит фильтр для воды и пароконвектомат – современное оборудование для приготовления блюд на пару. Подобный атрибут есть не в каждом дошкольном учреждении. Ещё гордостью «Рябинки» считается инфракрасная сауна, подаренная спонсорами ЕВРАЗ НТМК.
«Это очень полезная вещь. Медленное прогревание способствует выведению аллергенов из организма. Услуга пользуется огромным спросом у родителей».
По словам заведующей, большое внимание педагоги уделяют оздоровительным мероприятиям. Частые прогулки, процедуры закаливания, лечебная физкультура, упражнения на развитие дыхательной системы являются постоянными спутниками воспитательного процесса. Детский сад «Рябинка» помогает детям социализироваться, попасть сюда мечтают многие, но количество воспитанников уже и так превышает допустимую норму.
«Меня очень печалит тот момент, что таких детских садов как наш в Нижнем Тагиле больше нет. Ежедневно встречаюсь с родителями, которые приносят мне справки и плачут, просят, чтобы взяла детей в садик. Аллергия же не сразу проявляется, у кого-то в год, у кого-то в три года. Пошёл ребёночек в садик, начал часто болеть, выявили у него чувствительность к определённым продуктам. Становится понятно, если малыш будет продолжать так питаться, то кончится всё не очень хорошо. Дело в том, что аллергические заболевания могут перейти в хронические болезни, например в бронхиальную астму. У 35% детей аллергия не проходит. Мне очень жаль мам, которые просто вынуждены сидеть дома. Но группы переполнены. Я не могу взять всех деток. Вот пришёл малыш с аллергией из другого детского учреждения, просятся к нам родители переводом, а как перевести, у нас-то набор уже был. Поэтому детские сады для детей, страдающих аллергией – это острая необходимость. Поток ребят очень большой. Решать проблему надо и в школах. Потому что с семи лет наши воспитанники становятся первоклассниками, что происходит с их здоровьем в школе, я просто не знаю, но в школьных столовых за их питанием уж точно никто не следит», - подытожила Ирина Чиркова.
Чиновники не обнадёживают
Татьяна Потапова мечтает, чтобы в Тагиле ещё открылись специализированные детские сады. Отметим, что в Екатеринбурге действует несколько садиков для детей с аллергическими заболеваниями.
«Я считаю, что в нашем городе необходимо открывать подобные дошкольные учреждения. Детишек, страдающих аллергией очень много», - рассуждает мама Вики.
В управлении образования нашему корреспонденту пояснили, что ситуацию осложняет медицинская сторона дела.
«В каждом детском саду есть ребята с подобными проблемами, ситуации, конечно, у всех разные. Воспитатели взаимодействуют с родителями, те, в свою очередь поясняют, что малышам можно, что нельзя. Для того чтобы открыть ещё один детский сад для дошкольников, страдающих аллергическими заболеваниями, необходимо найти специалистов, которые будут разрабатывать меню, диетологов, медицинских работников, которые будут постоянно наблюдать за детьми, а число медицинских работников у нас сегодня ограничено. На сегодняшний день все продукты в образовательные учреждения закупаются на основании требований СанПиНов. Тут надо будет разрабатывать определённые технологические карты, увеличивать штат поваров, думаю, и оплата за питание сразу возрастёт. И потом, все же понимают, что родителям удобнее водить ребёнка в тот сад, что находится ближе к дому. Мы знаем, что ситуация непростая, беседуем с родителями, беседуем с воспитателями… Проблема есть. Решаем её пока, как можем», - рассказала главный специалист по организации и развитию дошкольного образования Татьяна Мезенина.
Автор: Оксана Исупова