«Чувствуется пренебрежительное отношение к провинции». Строгановская академия хочет избавиться от тагильского колледжа, работами мастеров которого восхищался Медведев

Уже месяц не утихают страсти вокруг Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна, который столичные боссы грозятся лишить статуса филиала престижного учебного заведения. Педагоги живут в страхе потерять работу, студенты не знают, какой диплом получат, а представители художественной среды города недоумевают, из-за чего поднялся шум. Что сегодня происходит со старейшим сузом города – в материале АН «Между строк».

Уральское художественно-промышленное училище (так изначально назывался колледж) создавалось в последние годы Великой Отечественной войны после приказа Совнаркома о восстановлении утраченных народных художественных промыслов. Тагильское училище сразу получило мощный преподавательский состав. На Урале в те годы оказалось много талантливых художников из Москвы и Ленинграда, эвакуированных в тыл. В числе первых преподавателей училища был знаменитый скульптор, выпускник ленинградского Репинского института Михаил Крамской. Автор многих тагильских памятников, один из инициаторов создания музея ИЗО и худграфа стал основоположником так называемой «тагильской школы» в российском искусстве.

Училище прикладного искусства стало частью уникальной образовательной системы, готовившей художников, ювелиров, камнерезов и мастеров по росписи знаменитых тагильских подносов. В 2014 году педагоги и ученики колледжа изготовили двухметровый поднос, который попал в книгу рекордов Гиннесса. Тагильчане с гордостью рассказывают, что сам премьер-министр Дмитрий Медведев был в восторге от впечатляющего экспоната, после чего правительство России заказало тагильские сувениры для сирийских коллег.   

В 2011 году в рамках шедшей по всей стране оптимизации образования Уральский колледж прикладного искусства присоединили к Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Тогда решение объяснили необходимостью повышения управляемости учебным заведением, но спустя шесть лет статус известного тагильского училища опять решили поменять.

В ноябре прошлого года и.о. ректора академии Строганова Сергей Курасов созвал учебный совет и объявил о желании ликвидировать сразу несколько провинциальных филиалов. Помимо тагильского колледжа, престижного статуса могут лишиться известные учебные заведения по подготовке мастеров традиционных художественных промыслов в Кунгуре и в селе Красное-на-Волге.

Структурные подразделения по Федеральному закону «Об образовании» не имеют юридического статуса, а значит, и права голоса в решении вопроса своей судьбы. Поэтому москвичи просто поставили свои филиалы перед фактом об их ликвидации. И предложили перейти в состав другого столичного  вуза – Высшей школы народных искусств (ВШНИ) в Санкт-Петербурге.

«Концепция развития Высшей школы народных искусств и её опыт в подготовке кадров отличается государственным подходом к профессиональному образованию для народных художественных промыслов. Целесообразность присоединения Уральского училища прикладного искусства очевидна. Это даст серьёзный толчок к методологически обоснованной подготовке кадров, связанной с территориальным нахождением промысла, привлечением предприятий, выпускающих продукцию народных промыслов», – говорится в официальном ответе ректора «Строгановки» Сергея Курасова на запрос АН «Между строк».

В Уральском колледже прикладного искусства не понимают, почему москвичи ни с того ни с сего решили от них избавиться, и серьёзно озабочены тем, как перемены повлияют на штатное расписание и направления подготовки студентов.

«Чувствуется пренебрежительное отношение к провинции. До недавних пор мы соответствовали всем показателям. Проверяющие приезжали к нам и всегда были в восторге от работ студентов. Основной аргумент ректора заключается в том, что “Строгановка” не занимается промыслами. Так что нам предлагают идти в специализированное учреждение. А там уже есть восемь филиалов, и я сомневаюсь в его серьёзности», – отмечает директор Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна Людмила Павленко.

Руководитель тагильского колледжа за пару недель подняла волну протеста против политики руководства московской академии. Павленко обратилась за поддержкой к депутатам, в Совет Федерации, дошла до первого помощника министра образования России. Но конкретики по поводу судьбы своего колледжа пока не получила.

Сегодня в тагильском филиале Строгановской академии учатся 256 студентов. Ежегодно колледж набирает 60 человек на два факультета. Половина абитуриентов выбирают специализацию «Дизайн», большой популярностью пользуется также обработка металла – многие мечтают стать ювелирами. На художественную роспись подносов, которая считается брендом Тагила, да и всей Свердловской области, в год приходит учиться не больше шести человек. Директор колледжа уверяет, что число мест не увеличивают принципиально, отдавая предпочтение качеству образования, а не количественным показателям. Однако и спрос на такие специальности среди молодёжи небольшой.

Сегодня филиал «Строгановки» в Нижнем Тагиле москвичи под микроскопом проверяют на эффективность. Показатели эффективности образовательных учреждений считаются по федеральной «дорожной карте». В этом году тагильские педагоги выяснили, что они этим стандартам не соответствуют. Оказывается, в колледже вместо 40 преподавателей должны работать всего 16.

Педагоги ожидают волну сокращений, при том что колледж пока не получил контрольные цифры приёма – госзадания по набору абитуриентов. Не исключено, что вместо 60 мест тагильчанам дадут только 10, как это случилось в прошлом году с кунгурским филиалом «Строгановки».

Статус филиала академии – это не столько вопрос престижа и имиджа, сколько вопрос денег. В этом учебном году с 30 миллионов бюджет тагильского суза урезали на треть, а после отсоединения от академии финансирование колледжа может сократиться ещё больше. На платном обучении филилал «Строгановки» тоже заработать не может: руководство академии устанавливает цены по своему усмотрению, а платить 76 тысяч рублей в год за средне-специальное образование тагильчане, а тем более абитуриенты из близлежащих городов, не готовы.

«Содержание филиала – это большие финансовые затраты. А что на выходе даём? Специалиста, который свистульку может сделать, поднос, ювелирное изделие. Это не танк, не паровоз, не колбаса. Я слышу от людей: вас закроют, это будет незаметно. На самом деле весь регион почувствует последствия. Перестанет окультуриваться часть пространства, вырастет отток молодёжи из города – не все же хотят строить танки и варить колбасу», – иронизирует Людмила Павленко.

Идеальным разрешением ситуации стало бы присоединение к любому региональному вузу. Другая мечта педагогов колледжа – создание регионального образовательного центра подготовки кадров по тем направлениям, которые для Урала считаются традиционными.

Примечательно, что в художественной среде города мнения по поводу вероятного изменения статуса колледжа прикладного искусства разделились. Кто-то тревожится за судьбу старейшего суза, а кто-то не видит в сложившейся ситуации никакой трагедии. Есть мнение, что присоединение колледжа к «Строгановке» городу ничего не дало: как в Тагиле готовили ювелиров, камнерезов и мастеров подносного промысла, так и готовят.

«Педагогам неважно, кто будет им зарплату платить, главное – чтобы платили. Конкретно мне вообще без разницы, какой у меня будет диплом – «Строгановки» или ВШНИ, – потому что оба эти учебные заведения достаточно известны, имеют хороший рейтинг. Я считаю, что прикладниками должна заниматься Высшая школа народных искусств, это их епархия. Не понимаю, с чем связаны падения в обморок некоторых студентов – их в любом случае доучат и диплом выдадут», – говорит студентка Евгения.

Автор: Екатерина Баранова