История Нижнего Тагила оживет на сцене Молодежного театра

Спектакль «Портреты Демидовых. Паранормальные явления», ради которого заведующей музыкальной частью Ксении Шумаковой пришлось переквалифицироваться в сценариста, представляет собой диалог со зрителем, разговор о вечных проблемах на современном языке.

«Прошлое, настоящее и будущее сходятся здесь в одной точке, создавая интригующие исторические «аномалии», а виноваты во всем часы механика Кузнецова, загадку которых не могут разгадать до сих пор» - делится автор проекта Ксения Шумакова.

Источником вдохновения для Ксении послужила книга краеведа и публициста Игоря Шакинко, написанная ярким эмоциональным языком. Именно она и пробудила интерес к историческому материалу, заставив посмотреть на него с другой стороны. В процессе работы над «Демидовыми» творческая группа не раз обращалась к архивным данным.
Спектакль, премьера которого планируется в апреле, поразит зрителей своей необычностью, театр даже временно превратится в музей… Об этой и еще некоторых «интригах» предстоящей постановки, Ксения Шумакова рассказала корреспонденту АН «Между строк».

- Ксения, в первую очередь расскажи, что это будет за спектакль? Реконструкция исторических событий?
- Нет! Историческая реконструкция не получится, ведь, что бы мы ни делали, это будет наш взгляд на историю. Исторические факты в спектакле, безусловно, есть и в большом количестве, информативно можно хорошо зарядиться, но основная тема проекта - сказать зрителям, что мы не умерли, мы с вами здесь – в наших произведениях… Для режиссера, для художника, для артистов главной задачей является воссоздать живую историю, так, чтобы спектакль не превратился в костюмированный урок. «Портреты Демидовых» – это всего лишь повод поговорить о том, что мы теряем сейчас. Возникает много вопросов социально-философского характера. Сейчас молодежь стесняется своего города, стремится уехать из Нижнего Тагила, ссылаясь на то, что здесь негде работать, денег нет… Вопрос родины, вообще, стал немодным в наше время. Говоря о патриотизме, мы лишь приводим какие-то факты, а того, что бы постоянно генерировало в нас любовь, нет.

- Я так понимаю, спектакль рассчитан в первую очередь на молодежь, на школьников?
- Проект идет под знаком 12+, основная аудитория это старшеклассники и студенты, но, я уверена, что интересно должно быть всем.

- А как думаете, выстрелит? Сможете, так сказать, перевоспитать, изменить мировоззрение молодых тагильчан?
Мировоззрение нет. Это было бы утопией думать так. Но, как мы обычно говорим, если из ста человек один задумался, даже не изменился, а просто задумался, то мы достигли поставленной цели. Вода ведь камень точит! Конечно, одним спектаклем одного театра ничего не изменить, проблема-то ведь глобальная. Но, возможно, мы подадим пример для кого-то, по крайней мере, хотелось бы так думать. Вообще, хотелось бы не ограничиваться одним спектаклем, я думаю сделать целую серию. Все это будут «Портреты Демидовых», но, каждая часть будет иметь свой подзаголовок. Вот эта, например, «Паронормальные явления», явление в кавычках, потому что в старину это слово обозначало театральное действо.

 

Автор сценария Ксения Шумакова обсуждает с художником Юлией Климовских костюмы героев будущего спектакля

- Паронармальность заключается в переплетение времен?
Даже не только в этом, лично для меня она заключается в том, что поколебались основы. Такая ненормальность, в хорошем смысле. Мы встряхнули историю, встряхнули мозги, встряхнули самих себя… 

- В спектакле задействовано много народу?
Вообще, нет. Три исторических фигуры, это Акинфий Демидов, его сын Никита и Василий Татищев. Также у нас будет Кирша Данилов, споры о котором не утихают по сей день, кажется, вся Россия растягивает его в разные стороны, кстати, совершенно справедливо, ведь, где он только не побывал! Знаем мы о нем мало, и это дало мне повод пофантазировать. В моем представлении Кирша Данилов собрал в себя дух всех поэтов и художников. Это такой тонко чувствующий человек, болеющий за все. Он очень хорошо ассимилировался в современность, со сцены нашего театра он будет разговаривать с молодежью на современном языке. И еще одним действующим лицом станет экскурсовод. Кадры подобрались удивительно, можно даже не ретушировать. Иван Шелко, исполняющий роль Татищева, даже внешне похож на своего персонажа, кстати, он тоже уроженец Екатеринбурга, ему также характерны такие черты, как сдержанность и подтянутость. Артист Дмитрий Татаринов имеет фактуру такого сильного мужика, у него взгляд орлиный, прям как у Акинфия Демидова. Наш известный актер Дмитрий Пермяков, который сыграет Никиту Акинфиевича, тоже поразительно похож на своего героя. Причем ребята схожи с персонажами даже по психотипам. Это большая удача! В процессе репетиций я уже обращаюсь к ним не по их настоящим именам, а по именам героев, роли которых они исполняют. Думаю, спектакль будет успешным, если мы покажем живых людей.

 

Артист Дмитрий Татаринов, он же Акинфий Демидов

- Какие «фишки», интриги, необычности поджидают зрителей?
«Фишки», конечно, есть. Во-первых, изначально зрители попадают в замкнутое пространство, они становятся, как бы посетителями музея, перед ними ходит молодая девушка экскурсовод. При этом, ни с боков, ни с кулис нет выходов, стоят массивные колонны, висят портреты… Постепенно, пространство начинает оживать, а из портретов начнут «выпадать» их герои, стены станут проходными… Конечно, будут танцы, песни… С одной из них, «Демидов-стайл», мы участвовали в конкурсе песен о Нижнем Тагиле. Сейчас мы поворачиваем ее в другое русло, получится так, что написали ее сами зрители, вот такая интрига. Ну, и повторюсь, «фишка» спектакля не в спецэффектах, что вдруг ниоткуда появляется музыкальный момент, «фишка» в том, чтобы достучаться до людей: «Ребят, мы чего-то не видим…»

- Когда начнете достукиваться?
- Премьера в апреле, но конкретных чисел пока нет. Ждем поддержки спонсоров. Спектакль мы, конечно, выпустим, но потери будут. Пока работаем на собственные средства, сами понимаете, их не хватает, кроме «Демидовых» надо ведь еще спектакли ставить, деньги нужны везде! В год культуры, в год юбилея Свердловской области, мы обратимся с готовым материалом ко всем…

Костюм Кирши Данилова

- Много информации пришлось «перелопатить»?
- Даже уже не помню. Первое слово, которое я записала в своей тетрадочке, когда пришла в библиотеку, было «паника»… Дали столько информации, из которой предстояло выбрать самое нужное. Нет, процесс плавки металла, конечно, интересен, но меня он как-то мало касается. В первую очередь мне была нужна информация о личной жизни, о взаимоотношениях, что-то, исходя из полученных сведений, предстояло додумать самой. Одним из конфликтов спектакля являются пресловутые отцы и дети, если задействовать психологию, педагогику, то можно догадаться, что у такого тиранического отца, как Акинфий, ребенок не мог развиваться в теплой колыбели…

- Работая над спектаклем, вы посещаете музеи, архивы, наверняка, там делитесь с краеведами чем-то, скажите, они вас не поправляют, не упрекают за неточности?
Конечно, поправляют! Надо сказать, совершенно справедливо это делают. Они нашли ряд намеренных неточностей в песне «Демидов-стайл». Вообще, несмотря ни на что, конечная цель у нас одна. Если придираться, то найти можно много, но, если задуматься о результате, это уже другой вопрос.

 

Беседовала Оксана Исупова