Евгений Сеславин — известный тагильский музыкант, педагог, композитор, аранжировщик и дирижёр. Сегодня, 29 апреля, он отмечает своё 65-летие. Евгения Анатольевича называют «крёстным отцом» многих музыкантов-духовиков, начавших свой профессиональный путь в Нижнем Тагиле. В день рождения он выйдет на сцену филармонии с эстрадно-духовым оркестром «Тагил-бэнд» и своими выпускниками. Юбилейный концерт пройдёт в тот же день, когда родился легендарный джазмен Дюк Эллингтон, что кажется не случайным, так как любовь Евгения Сеславина к джазу велика. В программе вечера прозвучат авторские произведения маэстро, а также аранжированные им джазовые пьесы для исполнения духовым оркестром и солистами, будут и премьеры. Каким был его творческий путь, от начала обучения игре на инструментах до руководителя и дирижёра многих оркестров, музыкант рассказал «Афише МС».
«Сначала была клюшка, потом был велосипед, потом я стал вратарём. Мои сёстры ходили в музыкальную школу, они были младше меня, и приходилось их провожать. Одна училась на скрипке, другая на фортепиано, а я в хоккей играл, по стройкам бегал. Как-то улетел, когда играли в ляпы, хотел перескочить и провалился в пустой пролёт. Прихожу первого сентября в школу, а ничего не вижу, всё плывёт. Пришли к окулисту, а он: “Так, у тебя минус четыре с половиной”. Выписали очки, но хоккей-то остался, я получал шишки, отцу это надоело. Клюшку сломал, сказал: “Пойдёшь в музыкальную школу”. Я пришёл к педагогу по скрипке, она проверила меня, я ей говорю: “Что это за гитара такая большая?” Она мне говорит: “Это виолончель, приходи завтра, будем заниматься”. Я занимался, а потом она мне предложила ездить к другому педагогу на Вагонку. Автобусы были битком — и я с виолончелью туда-сюда, было жаль инструмент. В общем, поездил, измучился, думал уже бросить, но снова настоял отец», — вспоминает Евгений Анатольевич.
После этого и произошло первое знакомство будущего музыканта с тромбоном, на котором он будет играть всю жизнь.
«У моего первого преподавателя, Маргариты Николаевны Котовой, муж, Герман Васильевич, руководил духовым оркестром при местном ДК и был тромбонистом. И я просто из одного класса перешёл в другой. Герман Васильевич — уникальный человек, много знал, многих ребят со двора привлёк к музыке. За год плотных занятий он подготовил меня к поступлению в музыкальное училище, Герман Васильевич хотел, чтобы я поступал в Екатеринбург, но другой мой педагог, Иван Васильевич Денисов, переманил меня в Нижний Тагил. Он был заведующим отделом Нижнетагильского музыкального училища», — рассказывает музыкант.
В 1974 году Евгений Сеславин поступил в Нижнетагильское областное музыкальное училище на оркестровое духовое отделение, класс по тромбону Валерия Мешкова.
«Валерий Андреевич был военным дирижёром в посёлке Северный и руководил там полковым оркестром. Он прекрасный аранжировщик и дирижёр, мы с ним дружили всю жизнь. Когда он перевёлся в Москву, мы продолжали общаться, он предлагал мне идти учиться в военную консерваторию, но я раздумал и поступил в Свердловск. Я всех своих педагогов называю моими учителями, и мне повезло, что они все были очень человечными, могли обо всём откровенно говорить, были открытыми и многое мне дали», — делится Евгений Сеславин.
Первым местом работы молодого 15-летнего музыканта стал Нижнетагильский цирк. Там с 1975 года он был третьим тромбонистом. Через два года стал артистом вокально-инструментального оркестра «Влюблённые» при ДК «Строитель», руководителем которого был Евгений Пономаренко. Также работал в ансамбле «Ровесник» при ДК «Юбилейный», которым руководил Виктор Фладунг.
«Всё это происходило параллельно с учёбой. В цирке сидели профессионалы, и мне пришлось за ними тянуться. Мы играли всё: от классики до буги-вуги и диско, тогда это был последний писк моды», — вспоминает музыкант.
После Нижнего Тагила учёба продолжилась в Свердловске в Уральской государственной консерватории, которую Евгений Сеславин окончил в 1983 году. Первым оркестром, которым руководил Евгений Анатольевич ещё будучи студентом, был детский духовой оркестр Детского дома № 1 в посёлке Малый Исток, где занимались около 40 ребят. Тогда же успевал работать в музыкальной школе № 9 посёлка Компрессорный, где вёл класс тромбона, баритона. Ещё один оркестр под его руководством был в кинотеатре «Темп» в Свердловске. Параллельно с этим Евгений Анатольевич работал в Свердловском цирке, и там он уже начал писать музыку.
«В цирке я стал первым тромбонистом. Однажды приезжали артисты с прекрасной программой из Испании, мне так понравилась музыка, что у меня возникла тема в голове, я написал трио для тромбонов, позже сделал к нему аккомпанемент. На концерте 29 апреля как раз можно будет услышать это произведение, но будет уже не 3, а 18 тромбонов», — рассказывает Евгений Сеславин.
Личный инструмент у Евгения Анатольевича появился далеко не сразу. Сначала отец купил ему фортепиано с рояльной аппликатурой и тремя педалями, потом у него появилась виолончель и тромбон, которые он брал в музыкальной школе и цирке. Но собственный инструмент он приобрёл уже в студенчестве у известного советского артиста цирка и актёра Владимира Кремена.
«Владимир Кремен приезжал в Свердловский цирк в составе программы, тогда мы с ним познакомились. Он играл, казалось, на всех инструментах: саксофоне, флейте, на двух трубах одновременно. Вы когда-нибудь видели таких клоунов? У него был чешский тромбон, и он предложил мне его купить, по его словам, за смешную цену. Однако цена оказалась 100 рублей, по тем временам совсем не смешная, но тромбон всё-таки оказался у меня», — вспоминает Евгений Анатольевич.
После окончания консерватории по распределению Евгений Сеславин был направлен в режимный город Снежинск в Челябинской области, где руководил самодеятельным духовым оркестром при Дворце культуры имени 40-летия Октября и работал в школе искусств. Там же познакомился и начал сотрудничество с дирижёром Вадимом Андреевым, который руководил местным биг-бэндом и по-настоящему увлёк Евгения Анатольевича джазовой музыкой.
«Я тогда продолжал погружаться в джаз, но параллельно с этим получил задачу написать к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне музыку. Песни у меня получились разом, музыка была написана на стихи местных поэтов. Это было первое, что мне пришлось писать песенное, обычно я пишу инструментальную музыку, аранжирую. Но мне удалось, я сделал альбом из девяти песен, и вдруг пришла мысль написать большую поэму для духового оркестра, фортепиано и тромбона, посвящённую народу — герою, победителю. Эта поэма тоже прозвучит на концерте, соло на тромбоне исполнит мой ученик Максим Кайгородов», — делится Евгений Сеславин.
После Снежинска Евгений Сеславин вернулся в Нижний Тагил в родное училище, где в 1985 году начал преподавательскую работу. В 1991 году Евгений Анатольевич принял активное участие в создании большого эстрадно-джазового оркестра «Ником биг-бэнд» при ДК НТМК и стал первым его дирижёром. Коллектив просуществовал 19 лет и был «джазовым лицом» города, музыканты собирали аншлаги в Нижнем Тагиле и успешно гастролировали по другим городам и за рубежом.
Также в Нижнем Тагиле Евгений Анатольевич сформировал и возглавил оркестр при парке имени Бондина «Синематограф», который работал в кинотеатрах перед сеансами. Под его руководством появился коллектив «Ретро-блюз-бенд» и ансамбль «Тагильский диксиленд».
После ухода из «Ником биг-бэнда» Евгений Анатольевич полностью погрузился в преподавательскую деятельность, в 1996 году взял на себя руководство духовым оркестром в Нижнетагильском училище искусств, создал биг-бэнд из выпускников учебного заведения. Впоследствии принял на себя руководство симфоническим оркестром училища.
«Ником биг-бенд», солисты диксиленда. Владимир Тарнопольский, Евгений Сеславин, Анатолий Беляевский. Начало 1990-х
«Ником биг-бенд», запись на СГТРК, 1991 год
«Ником биг-бенд», запись на СГТРК. Группа тромбонов: Борис Хомяков, Борис Агафонов, Владимир Климин, Евгений Сеславин.1991 год
Гастроли в Троицке. Анатолий Беляевский, Евгений Сеславин, Александр Ерпилёв, Виталий Блохин, Борис Сорокин, Вячеслав Косырев. 1986 год
«Студентов я люблю, потому что от них заряжаешься. И хотя бывают порой тяжёлые личности, приходится с ними бороться, направлять. Есть таланты, а есть и разгильдяи, которые, прикрываясь своими музыкальными данными и не прикладывая никаких усилий, думают, что добьются всего, но не может быть такого. Музыкальное ремесло — это очень тяжёлый труд, без усердия, усидчивости и головы ничего не добьёшься. Надо ставить себе цели и добиваться результатов», — убеждён педагог.
В 1999 году Евгений Анатольевич был приглашён на 26-й фестиваль Международной ассоциации тромбонистов, который проходил в США в штате Колорадо. Там он познакомился с профессором Московской государственной консерватории Анатолием Скобелевым — первым среди тромбонистов в России, кто был удостоен звания «Народный артист». Вместе они организовали масштабный симпозиум тромбонистов в Нижнем Тагиле, на который приехали исполнители, студенты вузов и колледжей из разных регионов России.
Евгений Анатольевич создавал и возглавлял духовые коллективы не только на Урале, но и в других регионах. Во время гастролей на юге в начале нулевых ректор института культуры в Геленджике пригласил его на преподавательскую должность. Там он руководил детским духовым оркестром и создал муниципальный духовой оркестр на базе городского Дворца культуры. Тогда же при Краснодарской филармонии ему удалось поработать в оркестре известного советского саксофониста и руководителя ансамбля «Мелодия» Георгия Гараняна. Коллектив репетировал три раза в неделю, и Евгений Анатольевич ездил по два часа из Геленджика в Краснодар.
«Я играл с коллективом Гараняна примерно полгода, посмотрел стилистику, прекрасные ребята-музыканты, это был хороший опыт. Кстати, Гаранян подарил мне галстук с чисто джазовым рисунком: на зелёном фоне рояль, саксофон и контрабас, он у меня сейчас висит в шкафу», — вспоминает Евгений Анатольевич.
Через некоторое время Евгений Сеславин вновь вернулся в Нижний Тагил и продолжил работать в местном музыкальном училище, сейчас это колледж искусств.
В 1980–1990-е годы Евгений Анатольевич писал музыку к спектаклям Нижнетагильского драматического театра («Пифагор», «С днём рождения, Ванда Джун») и Нижнетагильского театра кукол. С появлением в местном колледже искусств эстрадного отделения он писал оркестровые аранжировки для сопровождения выступлений певцов-солистов. Евгений Сеславин стал автором четырёх сборников произведений для духовых, эстрадно-джазовых оркестров, ансамблей и брасс-квинтета.
С 2011 года Евгений Анатольевич является дирижёром Нижнетагильской филармонии, он первый постоянный дирижёр камерного оркестра «Демидов-камерата», созданного в 2009 году. В 2020 году стал дирижёром филармонического эстрадно-духового оркестра «Тагил-бэнд» — единственного на данный момент профессионального духового оркестра города. Сеславин также занимается подготовкой эстрадно-симфонических программ филармонии, которые исполняет сводный оркестр, состоящий из оркестрантов «Демидов-камераты» и «Тагил-бэнда».
В марте 2015 года эстрадно-симфонический оркестр Нижнетагильской филармонии под управлением Евгения Сеславина победил на международном фестивале Поля Мориа во Франции. Председателем жюри был композитор Александр Гольдштейн (США), с именем которого связано начало популярности записей оркестра Поля Мориа.
«Дирижирование — это длительный процесс познания самого себя. Когда ты с музыкантами в хороших отношениях, они чувствуют, что ты хочешь, на слова не надо тратить много времени. Дирижировать я учился всегда, больше всего смотрел, слушал музыкантов, анализировал. Начинающим дирижёрам я всегда советую смотреть на то, как работают профессионалы в разных стилях, начиная с классики, заканчивая эстрадными составами. Всё это происходит не сразу», — делится Евгений Сеславин.
Дирижёр признаётся, что перед концертами волнуется, но относится к этому спокойно, так как больше переживает за музыкантов, чтобы они сыграли хорошо. Коллеги и ученики отмечают уникальность таланта Евгения Сеславина как джазового и классического музыканта и ценят в нём редкое сочетание доброты, строгости и стремления добиваться максимально высоких результатов.