«Обнищавшее население нельзя обвинить в мошенничестве». Депутаты Госдумы предлагают отменить уголовное наказание за невозврат кредитов

Депутаты Госдумы предлагают исключить из Уголовного кодекса РФ ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». По закону за невозврат заёмных средств в крупном размере (1,5 млн рублей), а также за «злостное уклонение» от оплаты ценных бумаг руководителю организации либо частному лицу сегодня грозит до двух лет лишения свободы. Однако парламентарии не видят необходимости в наличии ст. 177, так как в ней, по их словам, практически дублируются составы других статей (ст. 159 «Мошенничество» и ст. 315 «Неисполнение решения суда»), пишут «Известия».

Инициатива вызвала волну критики со стороны коллекторов. Они уверены, что изъятие статьи выгодно нечистоплотным предпринимателям, ведь в этом случае уголовное преследование должников станет практически невозможным, а количество не желающих платить по счетам увеличится. Более того, тех, кто находится сейчас под следствием по ст. 177, должны будут амнистировать. Что касается дублирования других статей, то здесь необходимо отметить, что ст. 315 «Неисполнение решения суда» распространяется только на руководителей и сотрудников различных учреждений, а по ст. 159 «Мошенничество» необходимым условием является наличие потерпевшего, у которого было изъято имущество. 

«Предложение об изъятии 177 статьи очень странное, – заявил председатель "Ассоциации корпоративного коллекторства" Дмитрий Жданохин "Известиям". – "Мошенничество" и "Злостное уклонение" – это разные составы. Вполне может быть ситуация, когда одно и то же лицо осуждено и за мошенничество, и за злостное уклонение, и это правильно. Потому что мошенничество заключается в причинении ущерба, а злостное уклонение – это, по сути дела, обман службы судебных приставов, которая не может произвести взыскание. И то, что предусмотрено дополнительное наказание именно за это, – вполне логично. Кроме того, злостное уклонение нередко совершается иным способом, нежели мошенничество. Самый простой пример – человек "продаёт" тёще свой автомобиль, на который рассчитывали обратить взыскание кредиторы, и продолжает ездить по доверенности. Здесь нет мошенничества».

Почётный адвокат России Александр Островский предположил, что изъятие статьи делается для того, чтобы наложить  дополнительные «ограничения на коллекторов на общем фоне их преступной деятельности с многочисленными скандалами».

«Сейчас же коллекторов пытаются "построить". Вся страна закредитована, у многих по 3–4 кредита, и новые берутся, чтобы перекрутиться со старыми. Но у нас обнищавшее население, и людей нельзя будет механически обвинить в мошенничестве», – заявил Островский.

Он также добавил, что именно статья «Мошенничество» помогает выявлять и привлекать к ответственности закоренелых жуликов.

«Хочу обратить внимание, что огромное количество наших олигархов поднялись в 90-е как раз на невозврате, когда банки рушились, когда была гиперинфляция, брали рубли, а возвращали бумагу. Главное, чтобы было желание работать у правоохранительных органов», – высказался адвокат.

Агентство новостей «Между строк»