Объехать планету, вернуться в Нижний Тагил и стать счастливым. Уральский путешественник рассказал АН «Между строк», как разлюбил автостоп после кругосветки

Уроженец Нижнего Тагила Стас Трапезников объехал планету в 2016 году. Наверняка неизвестно, был ли он первым тагильчанином, который совершил кругосветное путешествие (притом большую часть автостопом), но о других подобных героях информации мы не нашли. За 13 месяцев Трапезников проехал через Китай, Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Малайзию, Сингапур, Индонезию, Австралию, Аргентину, Чили, Бразилию, Парагвай, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Никарагуа, Гондурас, Сальвадор, Гватемалу, Мексику, Кубу, Германию, Францию, Испанию, Марокко, Польшу, Беларусь и Украину. Сам Стас считает, что не так важно быть первопроходцем, главное – исполнить свою мечту.

Кругосветное путешествие автостопом? Зачем?!

Стасу 29 лет. Он рос «на Северном» – бывшем рабочем посёлке химзавода на отшибе Нижнего Тагила. После окончания школы поступил в УрФУ и обосновался в Екатеринбурге. Отучился на программиста-математика и несколько лет работал по специальности. В 2015 году сказал шефу из интернет-провайдера «Планета», что увольняется, чтобы в сентябре отправиться в кругосветное путешествие.

«Он просто пожал плечами: “Ладно, будем искать тебе замену”. Родители сначала не поверили. Когда поняли, что я всерьёз говорю, просто попросили быть осторожнее. Среди друзей я особо не распространялся, некоторых позвал с собой, но те отказались, мол, дела, работа, всё такое. А я осознавал – либо сейчас, либо никогда, потому что дальше появятся новые обязательства и сорваться с места уже не будет так легко. У меня не было девушки, и хорошо, потому что было бы глупо расставаться на такой большой срок. В общем, по поводу моего отъезда прощальная вечерника не проводилась».

До этого у Стаса был опыт путешествий автостопом. Летом 2011 года приятель пригласил его на музыкальный фестиваль «Кубана» в Краснодарском крае. Добирались на попутках. По словам Стаса, было тяжело: водители редко рискуют подвозить двоих парней. Поэтому ребятам приходилось разделяться в пути несколько раз. Кроме того, в путешествии на двоих постоянно нужно подстраиваться под партнёра. Впрочем, плюсы совместной поездки появляются в ситуациях, которые условно можно назвать «посторожи мой рюкзак»: не приходится с баулом на спине пробираться в тесную кабинку туалета; нет нужды заново собирать палатку, когда надо сходить в магазин; можно спать по очереди в машине незнакомца, чтобы не проехать свой поворот.

На концерт парни всё-таки попали, и такой вид отпуска вошёл в привычку. За следующие четыре года Стас накатал сорок тысяч километров.

«Мечта совершить кругосветное путешествие у меня появилась ещё в детстве. Пока ездил автостопом по России и Средней Азии, присматривался, как сам выдерживаю дорогу. Определял, что из вещей необходимо. У меня рюкзак примерно на 60-65 литров. Взял с собой из одежды сворачиваемый пуховик, несколько тёплых кофт и штаны. Никакой посуды – я планировал, что мне не придётся самому готовить. Палатка и спальник необязательны, но мне помогли, когда подолгу приходилось ждать попутку. Можно было в лес отойти и там переночевать. Единственное, что оказалось лишним и от чего пришлось избавиться намеренно, – это зарядка батарей для фотоаппарата, и то только потому, что я купил в дороге другой, бэушный. Ну, ещё некоторые вещи по забывчивости оставлял. В остальном я нисколько не прогадал с выбором вещей. За несколько месяцев начал копить деньги из расчёта, что буду тратить в среднем 15 долларов в день. Собрал около 350 тысяч рублей. Ещё изучал в интернете опыт других путешественников, а их очень много. Я по этой причине даже не думал публиковать какой-то видео- или фотоотчёт о ходе путешествия или книгу писать – этого без меня хватает. Только у себя на странице публиковал фото, но не систематически. Ошибкой было, пожалуй, не оформить страховку на всё время путешествия, я её только для получения "шенгена" сделал. Ничего страшного со мной в пути не приключилось, но это было бы правильной мерой предосторожности».

Мексиканские пограничники и китайская кухня

Конкретного плана у Стаса не было. Он разработал маршрут лишь по выбору направлений: сначала на Восток, потом южнее по Азии, затем в Америку и оттуда через океан в Европу.

«С этим я, кстати, ошибся. Изначально хотел пересечь океан на корабле, но мой путь шёл с Запада на Восток, а из-за течений все суда идут в обратном направлении. Я об этом узнал только на месте. А вообще, можно было даже устроиться в команду на борт – там люди объявления в порту расклеивают, что готовы наняться на судно. Но мне из Америки в Европу пришлось добираться на самолёте. И ещё, раз это всё-таки кругосветное путешествие, было важно посетить все континенты, поэтому, если посмотреть на линию моего пути, можно увидеть крюк, который пришлось сделать до Африки. Это связано с ценами на билет – лететь через Германию было дешевле».

Стас признаётся, что перед мировым туром не переживал о возможной нехватке накопленной суммы. Уже после первых трёх месяцев дороги стало ясно: денег хватит и ещё останутся. Огромную часть средств позволял сэкономить каучсёрфинг – онлайн-проект по поиску ночлега для туристов. На этом сайте люди со всего мира оставляют заявки, что готовы принять гостей бесплатно.

«Я и сам так принимал путешественников. Правда, в Екатеринбурге предложение превышает спрос. Это всё-таки не Барселона, куда туристы потоком прут. Выгода такая: чем больше гостей ты принял и чем лучше о тебе отзывы, тем лучше репутация и выше вероятность найти место проживания в другом городе или стране. Люди зарегистрированы самые разные: творческая молодёжь и семьи с детьми. В Камбодже я остановился у архитектора, по соседству с которым жил местный министр. В Новосибирске вписка была в роскошном пентхаусе. Я даже офигел от такого приёма. Иногда, конечно, “каучи” кидают: приезжаешь в город, а он на звонки не отвечает. Тогда ищешь другого или можно устроиться в хостеле. В Китае пришлось в полицейский участок идти, мне там коврик постелили. А между Гватемалой и Мексикой я ночевал в будке пограничников. Подошёл, когда граница уже была закрыта, и просил разрешения разбить палатку возле их домика, а они пустили внутрь. Есть, конечно, риск нарваться на неадекватного хозяина, но я не припомню такого случая. К тому же, когда по несколько часов ищешь, где бы перекантоваться и отдохнуть, чувство осторожности пропадает».

Однако, несмотря на солидный денежный резерв, Стас сохранил спортивный интерес, какая наименьшая сумма нужна для путешествия вокруг света. В итоге он потратил 220 тысяч рублей.

«Экономил на всём: искал кафе с низкими ценами, продукты покупал в магазинах со скидками, в Азии обычно перед закрытием такое бывает; следил за курсом валют, как было выгоднее платить  наличными или по карте, у меня были VISA и MasterCard на случаи, если где-то платежи принимают только по одной системе; за попутку я платил только один раз, когда несколько часов никто мимо не проезжал, а до границы оставалось немного; в авиакомпаниях старался брать билеты по распродаже. Бывает, что в соседнем городе цена на билет дешевле на сто долларов, а ехать туда всего сто километров. Кроме того, я неприхотлив в еде (хотя моя мама с этим не согласится). Есть старался, только чтобы утолить голод. В дороге между городами обходился небольшим запасом: один раз я купил пакет сухофруктов и почти всё путешествие провёз его в рюкзаке, в Европе были нарезки колбасы и сыра по доллару, в Перу на полноценный обед хватало ста рублей. Единственная проблема по поводу питания случилась в Китае. Я не переношу острой пищи, которая там распространена, и поэтому быстро выучил соответствующую просьбу на китайском».

Если ничего не нравится, езжай дальше. Если нравится, всё равно езжай

«В Камбодже я провёл три недели. Какое-то время подрабатывал в отеле. Не ради денег – просто хост пригласил. Там я познакомился с девушкой из Польши. Общались на английском. Пару недель мы провели вместе и, кажется, даже не обсуждали, что скоро придётся расстаться. Грустно, но с самого начала было понятно: у каждого свой путь и мне надо ехать дальше».

Языковой барьер в других странах не стал помехой. Профессия Стаса подразумевает знание английского, а в пути он сносно выучил ещё несколько языков.

«Китайский – несколько базовых фраз и цифры, поскольку он очень сложный. Индонезийский язык очень простой, в нём почти нет грамматики. Потом испанский, пока четыре месяца провёл в Латинской Америке. Иногда подрабатывал переводами с английского и испанского на русский. В Латинской Америке английский язык не очень распространён, поэтому сначала с попутчиками ехал в основном молча, пользовался словарём и языком жестов. В Китае было сложнее – там английский совершенно не распространён».

Именно в Китае, почти в самом начале пути, по словам Стаса, произошёл наиболее кризисный момент поездки. Он был вдали от родных уже два месяца, не знал местного языка, ночевал в палатке и начал задумываться: «Зачем я во всё это ввязался?»

«Погода, наверное, сказалась. Холодно было и дождливо. От этого тоскливо становилось. Следующим пунктом был Вьетнам, и там быстро всё наладилось: и погода лучше, и со знанием языка проще. Я всерьёз ни разу не рассматривал вариант прекратить путешествие досрочно, но когда стоишь на дороге несколько часов и ждёшь попутку, а никто не подбирает, невольно начинаешь грустить: “Зачем? Зачем я здесь? Зачем поехал?”».

А поехал Стас по очевидной причине: посмотреть мир и встретить новых людей. В пути он знакомился с другими автостопщиками, завёл дружбу среди нескольких «каучей» и искал достопримечательности.

«Если у меня в Екатеринбурге останавливался путешественник, я вёл его не в музей, а на Ботанику, к “Сгущёнке”. Я музеи не люблю. В большинство из них проход платный, и часто без денег попасть невозможно – “дыру в заборе” не найдёшь. На форумах пишут, как туда пробраться, но не во все, конечно. Ну и вообще, музеи мне не очень интересны сами по себе. Единственный музей, который мне понравился, и это меня удивило,  Музей мирового океана в Калининграде. А по большей части я старался найти непопулярные среди туристов места: граффити, необычную архитектуру, неизвестные арт-объекты. Чтобы их найти, надо общаться с местными. Ну и ещё я до прибытия в определённый регион смотрел в интернете советы, какие достопримечательности стоит посетить. Допустим, залив на аргентинском полуострове Вальдес очень популярен серди туристов. Туда киты приплывают в сезон спаривания. Я там оказался как раз перед началом и два-три дня каждый вечер приходил к заливу, чтобы увидеть китов».

«И потом я вернулся в Россию…»

Стас планировал вернуться в мае 2016-го. Но в одном месте задержался, в другом ждал, когда оформят визу, а иногда останавливался, просто потому что город понравился. Так путешествие растянулось ещё на пять месяцев.

«Если меня ничего не привлекало, я просто ехал дальше. Попадались места, в которых я бы пожил даже несколько месяцев, но навсегда бы я там не остался. Иными словами, свалить из России не потянуло. Мне тут нравится. За исключением политической ситуации в стране, о которой можно судить по Евгении Чудновец (осуждённая за репост воспитательница из Екатеринбурга. – Прим. ред.). Я всерьёз задумаюсь о переезде, если в этом плане всё станет совсем плохо. Но менять постоянное место проживания только из-за того, что где-то теплее, не хочется».

Домой Стас приехал в октябре. Путешественник из Нижнего Тагила привлёк к себе внимание только в январе 2017-го – журналисты атаковали его звонками. Сейчас Стас просто возвращается к повседневному ритму жизни: на сэкономленные деньги купил новую машину, рассматривает вакансии по работе, планирует ремонт в квартире и выбирает, куда поедет отдыхать.

«Тот вид путешествия, который выбрал я, не отпуск в привычном понимании этого слова. Для автостопа нужна физическая сила и выносливость. Когда я в Аргентине пришёл к врачу с больным коленом, он мне просто сказал: “Тебе нужен отдых”. Нелегко пару часов на дороге с рюкзаком простоять или не спать подолгу, потому что останавливаться нельзя. Да, я стал счастливее после этого путешествия. Не то чтобы это изменило мою жизнь, скорее, подтвердило изначальные предположения о том, что везде есть хорошие люди и, как бы трудно ни было, с этим можно справиться. Но снова так ехать я не хочу. Не автостопом, точно. Хотя, может, я просто устал и ещё не отошёл до конца. А вообще, я бы ещё съездил в Африку, хочется побольше её посмотреть, в Исландию, США, Канаду, Австралию, на Балканы, в Иран, Турцию… Мир всё ещё остался интересным».

 

Бонус – лайфхаки от Стаса Трапезникова

1. Какой бы путь вы ни выбрали, скорее всего, по нему уже проходили. В интернете полно форумов и блогов, где путешественники делятся своим опытом: от советов по выбору рюкзака до лазеек на платные достопримечательности. Трапезников в основном пользовался форумом Винского, поскольку этот ресурс нацелен на самостоятельных путешественников. Он также порекомендовал блог российской путешественницы, с которой познакомился в Чили. А информации о том, где и что красивое «прям обязательно нужно посмотреть, иначе ты не жил», полно и в пабликах в соцсетях, но её лучше тщательно проверять заранее. Ну и страницу самого Трапезникова «ВКонтакте» можно изучить – о своём путешествии он опубликовал краткое FAQ.

2. Ещё один полезный ресурс – Couchsurfing. Здесь вы найдёте контакты других путешественников, которые предоставляют друг другу помощь и ночлег, а также организуют совместные поездки. Согласно информации на сайте, сейчас в базе 4 миллиона человек и 100 тысяч хостов тех, готов приютить путешественников на время. Зарегистрированным участникам доступен поиск по анкетам по разным параметрам: географическое положение, информация об участнике, возможность принять гостей. По словам Трапезникова, хорошим тоном у хостов считается не только выделить гостю койко-место, но и стать для него гидом по городу. На ресурсе есть возможность оставлять отзывы на хостов и гостей, которые повлияют на репутацию человека.

3. Застрахуйтесь и следите за здоровьем. Страховые компании предлагают услуги на весь цикл кругосветного путешествия. Воспользуйтесь этим. Во-первых, предосторожность избавит вас от лишних проблем, во-вторых, в некоторые страны получить визу без страховки невозможно, и её всё равно придётся оформлять. По поводу здоровья: путешествия, особенно автостопом, изнурительны, и если к тяжести рюкзака прибавятся болячки, придётся отказаться от планов.

4. Запаситесь деньгами и экономьте. Ищите рестораны и магазины, куда ходят местные: скорее всего, именно там качественные продукты обходятся дешевле. Не стесняйтесь пользоваться добротой аборигенов, в разумных пределах, конечно. В пример Трапезников привёл храмы сикхов в Индонезии: многие настоятели устраивают бесплатные завтраки и обеды для нуждающихся.

5. Чем больше языков вы знаете, тем лучше. Знание английского, пусть он и считается одним из самых распространённых, не исключает проблем в общении. Не везде его понимают даже на базовом уровне – Трапезников, в частности, отметил Китай и страны Латинской Америки. Перед прибытием в новый регион обзаведитесь словарём или разговорником, выучите основные фразы и цифры. Или придётся спасаться языком жестов. Помните, что везде найдутся люди, которые не откажут в помощи иностранцу.

Беседовали: Антон Селиверстов, Наталья Вахонина

Фото: «ВКонтакте» Стас Трапезников