Тагильский сталевар в Государственной думе

Валерий Якушев – единственный тагильчанин в Госдуме. Депутат запомнился своими яркими высказываниями с желанием «костьми лечь» за президента и отключить интернет. Агентство новостей «Между строк» - первое тагильское СМИ, которому удалось пообщаться с Якушевым. Поговорили о Путине и Медведеве, Носове и Диденко, Куйвашеве и Холманских, Навальном и Сердюкове, Крыме, Советском союзе и цензуре.

 

«Я могу и лопатой отбиться»

- Валерий Васильевич, вы уже почти два с половиной года депутат Государственной думы. Тяжело быть депутатом?
- Когда я приезжал к ребятам в мартен, где я 52 года отработал, они спрашивали: «Ну как там, Васильич, в Москве?». Я им сказал, что я бы лучше 2 смены сталеваром отработал, чем там. Здесь мы с вами покидали, покурили, покидали, покурили. А там целый день, говорю, сидишь. Во-первых, бумажные дела, к которым я не привык. Во-вторых, я просто устаю от таких заседаний, лучше бы я работал физически. Жена утром провожала на работу, говорит: «Валер, ты изменись». А я ей говорю: «Свет, вот видишь там ветка изогнутая. Ей, наверное, уже лет 20, ты её попробуй сейчас выправить, не выправишь. Если я всю жизнь был вот таким, а ты хочешь, чтобы я стал другим». Ну, сейчас, вроде бы, маленько привык к сидячей работе.

- А в Нижний Тагил часто приезжаете?
- Сейчас у меня региональная неделя началась. Вчера проводили в Екатеринбурге заседание регионального штаба Общероссийского народного фонда. Сегодня был на «Уралвагонзаводе», где проходило заседание цеховых комитетов. Завтра планирую встречу с преподавателями и студентами машиностроительного техникума, по поводу ремонта фасада. Когда последний раз приезжал Владимир Владимирович, его хотели провезти по проспекту Вагоностроителей. Но Сергей Константинович говорит: «Мы что, повезём президента и такой техникум покажем? Надо привести его в порядок».

- Кому вы помогли, и какие обращения сейчас в работе?
- Ну, из последних вопросов решили проблему с детской поликлиникой на Руднике. Люди обращались, Маслов обращался, председатель городской Думы. Запросы сделал министру здравоохранения, губернатору. Ответов нет. И пришлось мне поднять этот вопрос перед президентом. Хотя потом мне на следующий день звонят и от Паслера, и от Белявского: «Вы что делаете? Вы перед президентом…» А я им отвечаю: «Вы думаете, если я сталевар, то я не умею? Я могу и лопатой отбиться… А здесь вы меня вынудили!»

- Госдума – законодательная ветвь власти. Какие законопроекты вы внесли от себя, и в каких законотворческих группах участвовали?
- Конечно, участвую. Вмешиваюсь иногда в обсуждение. Выступает, например, представитель от «Справедливой России», предлагает внести проект закона о продаже нарезного оружия. Один выступил, второй, третий. Я там кнопочку нажимаю, а сигнал не поступает к Нарышкину. Я уже кричать стал, потом вышел на трибуну. Говорю: «Ребятки, миленькие мои, вы хоть думаете, что вы говорите?». Нельзя же этого делать. Мама с папой уснули, а ребёночек каким-то образом достал это оружие из сейфа и нажал на спусковой крючок. Братика или сестрёнку или маму с папой. А мужик, бывает, у нас на Урале выйдет, выпивши. Если с кулаком выйдет, его и то нельзя успокоить. А если с пистолетом? Нельзя принимать такой закон. Сейчас в группе по закону о местном самоуправлении…

- Как вы, кстати, относитесь к этому законопроекту? Мэров надо выбирать или назначать?
- Я всегда за то, чтобы всех выбирали. Чтобы народ видел своих лидеров, и эти лидеры были от народа. Должен и мэр выбираться, и губернатор.

- Это значит, что вы будете голосовать «против»?
- Ещё будут внесены поправки, конечно. Но, если я даже проголосую против, 1 из 450 человек, что изменится? Я за то, чтобы всё было от народа. Все знают, что сейчас в мире происходит, а что завтра будет? Сегодня даже… не буду ничего говорить.

- А как в Госдуме с посещаемостью?
- Я лично поднимал этот вопрос. Где депутаты? Где наш знаменитый Кобзон? Песни поёт за деньги? Ну ладно, в Крым поехали. Ладно, Олимпиада была. Но ведь не каждый день Олимпиада, не каждый день Украина. Я вот поддерживаю инициативу Жириновского, предлагавшего не платить депутатам зарплату за дни, когда они отсутствуют, а тех, кто пропустил 40% заседаний, лишать мандата.

«Уважаемые, зачем говорите президенту неправду?»

- Все говорят о ваших особенных отношениях с Владимиром Путиным. Вы его всегда хвалите, говорили, что готовы даже «костьми за него лечь». А какие ошибки за 14 лет у власти, по-вашему, он сделал? В каких вопросах с президентом вы лично не согласны? Или таких вопросов нет?

- За 2 года мне пришлось семь раз встречаться с Владимиром Владимировичем. Некоторые спрашивают меня, почему, где какая встреча, он всё время даёт тебе слово. Да вы рассказывайте президенту правду. Вы же неправду рассказываете, а ему очень интересно знать, что на самом деле. Вот встреча в Новом-Огарёве, вопрос стоял об «Общероссийском народном фронте». Пять человек выступило до меня. И все прямо расхвалили, что у них ОНФ работает. Я вышел и сказал: «Уважаемые, почему неправду президенту рассказываете?». Президент должен знать истинное положение вещей на местах, чтобы строить свою программу руководства страной. Я готов с любым из этих пятерых поехать в их город, чтобы они показали, где работает ОНФ. В Тагиле у нас нет его, он будет, но его нет. В Екатеринбурге у нас нет его.

- То есть вы считаете, что основная проблема в том, что президент не получает достоверную информацию? Значит, его главная ошибка в формировании команды?
- Это проблема, не всю информацию он получает. Разные люди его окружают. А об ошибках. Я ещё ему на этой встрече напомнил, что, когда его поддержал, я был приглашён на съезд «Единой России» в Екатеринбург, хотя я не член партии. Президент там тоже был. Мне дали слово и я тогда обратился к Владимиру Владимировичу, что надо немедленно навести порядок в вопросе, который лихорадит всю Россию, вопрос ЖКХ. И в Ново-Огарёво я сказал: «Владимир Владимирович, 2 года уже прошло, а вопрос-то на месте».
С Сердюковым не совсем правильно принято решение, это лично моё мнение. Сердюков должен быть наказан за те вещи, которые происходили при его работе министром обороны. Ну, так решили. Сейчас ведь не будешь заново поднимать революцию.

- А в депутатских кругах этот вопрос обсуждался?
- Нет. Во всяком случае, я нигде не слышал.

- Некоторые депутаты Госдумы регулярно поднимают вопрос об отставке правительства. Как вы относитесь к работе кабинета Дмитрия Медведева?
- Не всё правительство надо менять. Надо менять тех, кто не совсем тянет, не справляется.

- А Дмитрий Медведев тянет?
- Мне тяжело судить, я не в правительстве работаю. Но, если конкретно ответить, мне не нравится. У каждого свой вкус как говорится. Я вот вижу президента, который приехал на выставку. Здесь же он туда залез, и в машину, и в танк залез, активный, энергичный. А наш премьер выходит свеженький, гладенький. Не было такого, чтобы кулаком по столу стукнул какому-то министру. Вот собрали нас человек 25 от ОНФ и 25 от профсоюзов по вопросу пенсионной реформы. Топилин (министр труда и соцзащиты -  прим. ред) говорит: «Я вот сейчас вам информацию дам, а вы её в массы несите, как эта пенсионная реформа проходить будет». Он минут сорок выступал, а никто ничего не понял. Говорит: «Баллы, баллы, баллы…». А они хотят, чтобы я шёл в люди и народу об этой реформе говорил. Вы знаете, что надо мужику? Он получает пенсию 1200 рублей. Вы ему скажите: «После реформы ты будешь получать 1400». Всё, вопрос исчерпан. Мужик поймёт, что пенсия у него вырастет. А вы начинаете о каких-то баллах, о которых никто не знает.

- А как относитесь к повышению пенсионного возраста?
- Ну, пока этот вопрос особо не муссируется. Вопрос очень сложный. Мне 73 года. Вот мне дал Бог здоровья, двух сыновей забрал, а мне здоровья дал. А кто-то в 50 лет Богу душу отдаёт. При коммунистическом строе, если человек работал, то половину пенсии получал. Может с этого стоит начать, чтобы как-то сгладить.

- А у Вас какая пенсия?
- Сейчас у меня пенсия 16 тыс. рублей. Конечно, у меня есть сбережения. Но я не богат.

 

«Майдан – это школа для наших»

- Многие говорят о смерти «Единой России» и усилении роли ОНФ, другие о том, что ОНФ создан специально для выборов и не имеет политической силы. Как вы оцениваете положение правящей партии и ОНФ сегодня.

- Вот эту тему затронули в Ново-Огарёво. Начинают озвучивать, чтобы объединить ОНФ с «Единой Россией». Я считаю ни в коем случае этого делать нельзя. Пусть они идут своим курсом, а мы пойдём своим курсом. Сейчас авторитет «Единой России» падает, ОНФ должен помочь поднять авторитет этой партии, но только не объединяться. В июне прошлого года нас собрал Володин. Шёл когда, думал мне все уши отстегнут. Встретил Валентину Терешкову, сказал ей: «Боюсь идти. Видите, какой у меня язык, не держится за зубами». Зашёл - длинный стол, смотрю, а моей таблички нет нигде, ну и сел у выхода на стульчик. Оказывается, я должен был сидеть справа от Володина. Он говорит: «Ну что, товарищи, авторитет «Единой России» падает, нам надо обсудить, что нам надо сделать, чтобы его поднять». Ещё оговорился, что здесь вот присутствует заслуженный сталевар с Урала, фамилию мою назвал… Ну, думаю, слава Богу, значит бить не будут, раз назвали так. Никто выступать не хочет, я попросил слово, только сказал, что буду говорить, как умею, своим языков. Говорю: «Я вот был приглашён на ваш съезд. Я ушёл со съезда, шёл по Москве и думал: «Ну как же так!». Выступил премьер, выступил президент, выступили два депутата – и сплошные аплодисменты. Ещё Владимир Ильич Ленин говорил, что самый лучший способ отпраздновать годовщину это остановиться на нерешённых задачах. Вас сегодня опустили ниже плинтуса. Вас стали называть партией жуликов и воров. Вы, почему не показали народу с экрана телевизора хотя бы одного этого жулика и вора? Почему вы не отрубили руку хотя бы одному вору? Так нельзя, конечно, делать, это я утрировано говорю. Но почему вы никого не посадили, не исключили из партии? Как говорят: «Не на Канары, а на нары!». Вы же этого не делаете. Вот и ваш авторитет».

- А почему, по-вашему, «Единая Россия» и президент боятся посадить высокопоставленных чиновников? Боятся достать один кирпичик и разрушить систему?
- Ну а что делать? Надо, чтобы народ уже чему-нибудь поверил, может и доставать эти кирпичики пора. Я говорил уже, что семнадцатый год приближается, это 100 лет от Октябрьской революции. И вы видите, что на майдане делается? Майдан – это школа для наших. Вы хотите, чтобы в России майдан повторился? Ни в коем случае!

- Оппозиция может помочь в борьбе с коррупцией? Как вы, например, относитесь к Алексею Навальному? Оппозиция вообще нужна?
- Вот они ходили в американское посольство. Зачем они туда пошли? Нужна не оппозиция, а разносторонность взглядов. Надо находить точки соприкосновения и принимать такое решение, чтобы оно было на благо российского народа. Правда должна быть одна! Навальный борется с коррупцией, а чем сам занимает? Я не знаю, но я верю, когда в прессе появляется, что он сам наворовал. Что это за оппозиция? Мы ведь тоже в Думе сидим. «ЛДПР», «КПРФ» тоже типа оппозиция. Но мы же договариваемся, убеждаем друг друга. Но я считаю, что там люди должны сидеть чистенькие. А если у Навального рыло в пуху, он зачем лезет-то? Идёт с тобой на этот митинг на Болотную какая-то учительница. Но она-то идёт с мыслью, чтобы зарплату ей подняли, а у тебя-то умысел другой. Баламутишь народ, чтобы в России всё расшатать. Я вот так это воспринимаю.

«Покажите мне хоть одного человека труда, здесь сидят бояре»

- Давайте перейдём к региональной повестке, в частности к Нижнему Тагилу. Вы поддерживаете отношения с Сергеем Носовым?

- Когда я услышал, что Сергей Константинович будет баллотироваться в мэры, это совпало с выставкой вооружений, я очень захотел его увидеть. И на выставке везде его искал, смотрю – он вышел покурить. Я подхожу и говорю: «Вы знаете, я льстить не умею, я по возможности везде и всех буду агитировать за вас, и я не сомневаюсь, что вы выиграете». И тут подходит Андрей Ленда. Говорю: «А вот этого парня бойтесь. Это скользкий угорь. Этот парень скользкий, он не всегда чистоплотный, поэтому вы с ним аккуратней».

- Почему вы так сказали?
- Он меня сам спрашивал потом об этом, что я к нему якобы плохо отношусь. А я ему говорю: «Почему ты себя неправильно ведёшь так? Я тебе звоню, а ты обманываешь». И другие случаи. Мне ни карьеры, ничего не надо, дай Бог доработать, я тебя не подсиживаю. Я никого не хочу вместо тебя поставить. У тебя вот такой вот папа! Мы всегда с ним выступали в защиту рабочих, а ты совершенно другой. Папа тебя немножечко недовоспитал, а я хочу, чтобы ты был настойчивым, честным и занимал позицию такую, а не хитрил.

- Как вы оцениваете работу Сергея Носова за полтора года, что он мэр Нижнего Тагила?
- Мне вот звонит житель города со своей проблемой, что на улице Чайковского рядом с его домом строят здание магазина с нарушениями, будет затенённость. Он бился и никакого результата. Я позвонил Носову. Он сразу откликнулся, назначил встречу в 9 утра, привёз Солтыса. Вот такой он человек.

- Ну, это частный вопрос. А о ходе реализации комплексной программы развития города в курсе?
- Я же стоял у истоков этого. Мы, когда встречались в Кремле с Путиным, все задавали ему насущные вопросы. Артист Драмтеатра тагильского о ремонте театра, другой о тагильском трамвае, я задал вопрос о дворце спорта, о дорогах вопрос подняли. Каждый высказал свои пожелания, и помогли, слава Богу, денежками. Дороги вон уже частично в том году сделали.

- А в этом году на некоторых дорогах асфальт сошёл вместе со снегом.
- Я вчера проехал по Вагонке. Там, кстати, Площадь Славы реконструировали. Но делали-то зимой. Пришла весна и вот она разрушается. А на дороги гарантия должна быть. Посмотрим, будут ли переделывать, как Носов обещал.

- Финансирование, кстати, осуществляется не только, и даже не столько за счёт федерального бюджета, сколько из областного. Сейчас для региональной экономики трудные времена: дефицит бюджета 25 млрд., госдолг 30 млрд. рублей? Программа развития Тагила не сорвётся?
- Если говорить на эту тему, то будет ещё сложнее. Крым на всех нас скажется. Им надо помогать. Конечно, от всех понемножечку, но что делать? Надо помогать. Может где-то и потерпеть.

- А ваши избиратели эту позицию поддерживают?
- Указ-то подписали только 20-го числа. Ещё, можно сказать, и не встречался с избирателями. Зато удалось подойти к Аксёнову, пожать руку, поздравить. Сказал ему: «Я с «Уралвагонзавода», мы танки делаем. Будут жать – приедем, поможем». Посмеялись. Мне вот вопрос задавали: «Почему ты за Крым?». Я вздрогнул, думаю: «Мама моя родная, а что я за Крым-то?». У меня отца в 1943 году не стало, а потом я узнал, что в Симферополе живёт его брат. Я его не видел, но старший брат съездил к дяде, у него тоже было двое детей. Дяди уже нет, конечно, уже нет. Но дочка и сын его, не сомневаюсь, там и живут. Так что есть в Симферополе родная кровинка у меня. Вот поэтому я за Крым.

- Какие у Вас отношения с Евгением Куйвашевым и Игорем Холманских?
- Это для меня очень тяжёлый вопрос. Повторяю, что не умею врать. У меня сразу не пошёл контакт ни с Евгением Владимировичем, ни с Игорем Рюриковичем.

- А с Игорем Холманских вы давно знакомы?
- Нет. Я когда узнал, что он призвал, что мы на Болотную приедем, я даже подумал, что это парень, который приехал с москвичами, с Сиенко и его гвардией. Я позвонил даже в отдел кадров УВЗ, спросил о нём. Мне сказали: «Перезвоните через полчаса, мы поднимем его личное дело». Через полчаса говорят, что он закончил УПИ, пришёл на завод и вот уже полгода, как начальник цеха. Подождите, я-то всю жизнь проработал, знаю всех активистов, а про этого первый раз слышу. Я не знаю, откуда эта фигура появилась. Ну, выбрал его президент полпредом, пусть работает. Только я им (Холманских и Куйвашеву, - прим.ред.) ещё на инаугурации сказал, когда они по бумажке свои речи читали, сказал: «Я вам желаю удачи, здоровья. Только, когда встречаетесь с народом, не читайте по бумаге, смотрите в глаза людям. Бумагу прочитал, закрыл и забыл. А когда людям в глаза смотришь, во сне будет сниться, и будешь выполнять то, что обещал». С тех пор у меня с ними никаких контактов.

- Обиделись?
- Ну, видимо. Губернатор потом приезжал в ДК Окунева, я решил приехать. А меня не пускают, в списках якобы нет. Через две недели в Ново-Огарёво с Холманским встретился. У них там проходил форум «В защиту человека труда». Говорю: «Покажите мне хоть одного человека труда, здесь сидят бояре». Попросил в конце заседания слово. Тоже не дали.

- А про возвращение в политику бывшего мэра Николая Диденко что думаете?
- Сейчас время прошло, молодежь подросла. Но старые остались, кто какие-то грешки его знает. Опыт, конечно, огромный, но время прошло, сейчас другие взаимоотношения, изменились методы руководства. А, вообще, я считаю, что, кто один раз соврал, тот и второй раз сможет это сделать.

 

«Сидит Навальный дома, интернет у него всё работает»

- Вы Путину как-то говорили о том, что надо ограничивать свободу в интернете. Регулировать интернет технически невозможно, если только не пойти по китайскому пути. Вы бы как поступили: оставили всё как есть или бы закрутили гайки?

- Если бы я принимал решения, я бы закрутил гайки. Как бы мы китайцев не осуждали, там много запрещено, много говорят, что там людей на стадионе расстреливают, но и то, нет-нет, а кто-то выпрыгнет, нарушит закон, украдёт. А у нас такая свобода, кто чего боится? Сидит Навальный дома, интернет у него всё работает. Значит надо вводить какие-то ограничения, если мы хотим, чтобы в стране было спокойно.

- А свобода слова? Это возврат в Советский Союз?
- А чем было плохо в Советском Союзе? Нас было шестеро в семье, мы бедно жили, но мы жили под Сталиным. «Сталин наша слава боевая, Сталин нашей юности полёт. С песнями борясь и побеждая, Наш народ за Сталиным идёт» (поёт – прим. ред.). Я помню 53-й год, когда Сталин умер. В школе линейку у нас проводили за Сталина, мы плакали все. И никто нас не призывал. Не верьте, ребята, что Сталин был такой. Он наводил порядок в стране. Но когда он умер, и хватились в чём хоронить, у него кроме кителя и сапог ничего не было. Гадали в чём его в гроб положить. Почему, когда политбюро не стало, сказали, что у Брежнева вклады были заграницей, у этого вклады? Если бы они были, знаете бы, как сейчас эти Навальные травили, все бы травили. Вот, мол, что у них там было. Не было раньше коррупции. Дачи были, но ведь таким людям надо как-то отдыхать. Вот верите, нет, насижусь в Думе, я рад воздуха свежего вдохнуть. И спать не могу. Вот бедный Путин. У него не один миллион в голове вопросов. Вот как он спит ночью?

- А зачем это ему? Столько лет во власти…
- В историю вписаться. Нравится ему быть вождём. Он вождь! Почему не сравниться с Петром I, у которого тоже было грехов много. Ему нравится эта работа, нравится авторитет мирового масштаба. Его разве сравнишь с Медведевым.

- Владимира Путина сравнивают часто с Леонидом Брежневым. Может ему тогда звезду Героя России дать? Не думали об этом?
- А почему бы и нет? Хорошее предложение, надо взять его на мушку.

- А вы-то планируете продолжать свою политическую карьеру после истечения срока полномочий?
- Мне уже будет 75 лет. Я всегда жене говорю, что сталевары долго не живут. Это я просто заблудился на этом свете. Но рассчитывать ещё я не хочу. Не хочу мешаться под ногами. Пусть молодёжь вырастает. Единственное, пусть там будет больше рабочих.

Беседовал Марк Грачиков