Главный герой фильма о вымогательстве в свердловской колонии и его родственники объявили голодовку. В Нижний Тагил едут правозащитники и прокуратура

 Главный герой документального фильма «Гуманитарный шантаж» Дмитрий Казаков, рассказавший о фактах вымогательства в ИК-52 в Камышлове, объявил голодовку. Вслед за ним акцию протеста хотят объявить его мать и гражданская жена. Родственники осуждённого, публично обвинившего сотрудников свердловского ФСИН в преступлениях, заявляют об угрозе жизни Казакова и мести со стороны силовиков. Подробности в материале АН «Между строк».

Житель посёлка Свободный Дмитрий Казаков осуждён восемь лет назад за разбой и приговорён к 10 годам лишения свободы. Как рассказывает его гражданская жена Алёна Шурманова, все годы он активно сотрудничал с руководством камышловской исправительной колонии №52.

«У него 13 поощрений от руководства. В феврале 2015 года он получил ходатайство о предоставлении УДО (условно-досрочное освобождение - прим. ред.) от генерала-лейтенанта Худорожкова. Это большая редкость, чтобы начальник ФСИН лично подписал такую бумагу», - говорит Алёна Шурманова.

По словам супруги Казакова, в феврале 2015 года заключённый помог управлению собственной безопасности завести уголовное дело на начальника оперотдела ИК-52, за что и получил благодарность от руководителя регионального ГУФСИН Сергея Худорожкова.

«В колонии Диме сказали сделать за свой счёт ремонт, после чего он выйдет по УДО. Но ничего не произошло. Тогда он стал собирать документы, чеки, фото- и видеодоказательства, которые затем передал правозащитникам и которые легли в основу документального фильма», - рассказывает гражданская жена Казакова.

В июле 2015 года о сотрудничестве заключённого с автором фильма, гражданским активистом Алексеем Кузнецовым, становится известно руководству колонии. По словам родственников Казакова, тогда на него начали оказывать давление, угрожали перевести в камеру к зэкам, которые не простили бы сотрудничество с руководством, или «на тюремный режим». Тогда в интернете появилась запись разговора с замом по БиОР ИК-52 Газинуром Микеевым - он просил своего собеседника удалить что-то из интернета, потому что «всё всплыло на уровень генерала», угрожал переводом на ЕКПТ (единое помещение камерного типа).

Через несколько дней у Казакова возникает конфликт, который заканчивается дракой, с одним из осуждённых, после чего его переводят в ИК-12 Нижнего Тагила.

«Мы не знали о судьбе Димы несколько дней, – рассказывает его мать Евгения Литовская. – Потом другие заключённые нам передали, что после нескольких дней на карантине над сыном начались издевательства, его дважды закрывали в ШИЗО - на 10 и 5 суток. Руководство ФСИН, по его словам, говорит: “Казаков, ещё пару ШИЗО тебе, и отправим тебя туда, где никто и никогда тебя не найдёт, и за полтора года (оставшийся срок) сгноим тебя в тюрьме”. Кто должен соблюдать закон и порядок, сам его нарушает, а когда правда выходит наружу, всячески заметает следы, вплоть до угроз убить…».

По словам родственников Казакова, через сотрудников тагильской колонии заключённому мстят за фильм «Гуманитарный шантаж». 31 августа в Свердловском областном суде должно состояться заседание по условно-досрочному освобождению Дмитрия Казакова. Его родные считают, что отсутствие взысканий, ходатайство от главы ФСИН и нотариальный отказ от претензий к нему потерпевших (по его уголовному делу - прим. ред.) более чем достаточно для выхода Дмитрия на свободу. Но в Нижнем Тагиле, по мнению матери и жены Казакова, ему специально портят личное дело. Кроме того, после третьего взыскания его могут отправить «на тюремный режим» – в ЕКПТ.

«На прошлой неделе Дима объявил сухую голодовку до приезда московской прокуратуры, – говорит Алёна Шурманова. – В пятницу его выпустили после второго ШИЗО, но опять поместили не в отряд, а в санчасть. Сегодня ему опять дали ШИЗО».

Гражданская жена и мать Казакова уже месяц пишут обращения во всевозможные инстанции: ГУФСИН, прокуратуру, общественную наблюдательную комиссию (ОНК), уполномоченному по правам человека.

«Результатов нет. Из прокуратуры пришёл ответ, что с Димой всё хорошо. ОНК отказались браться за это дело, слишком сложное. Мерзлякова обещала приехать на прошлой неделе, но тоже не появилась», - поясняет Алёна Шурманова.

По её словам, в ближайшее время на Казакова могут возбудить ещё одно уголовное дело.

«После этого скандала лояльные руководству камышловской колонии заключённые написали на Диму заявления, якобы он предлагал за деньги решить вопрос со свиданиями. Как он мог такое обещать, он же не сотрудник? Понятно, что его хотят уничтожить. Мы в свою очередь будем добиваться отмены тагильских взысканий и УДО в конце августа. Хочу обращаться к губернатору», - добавляет Алёна.

Мать Дмитрия Казакова настроена более решительно. 18 августа женщина собирается приехать из Свободного в Нижний Тагил и, как сын, объявить у стен колонии голодовку.

«У меня приближается сахарный диабет, но я всё равно выйду. Мне ничего не остаётся. Все должны узнать о том, что творится», - говорит Евгения Литовская.

Гражданская жена Казакова также готова поддержать акцию протеста.

Как рассказали АН «Между строк» в приёмной уполномоченного по правам человека в Свердловской области, правозащитники посетят колонию в Нижнем Тагиле завтра.

«Мы в курсе ситуации, комментировать пока рано, - заявил сотрудник аппарата Сергей Санников. - Завтра я собираюсь в колонию вместе с представителем прокуратуры и ГУФСИН».

Пресс-служба ФСИН также подтвердила визит в ИК-12 помощника начальника ведомства по соблюдению прав человека в УИС Георгия Губанкова.

«Все факты будут проверены. Мы сами заинтересованы, чтобы сотрудники, нарушившие закон, были наказаны. Если факты подтвердятся, будут приняты соответствующие решения», - рассказала и.о. пресс-секретаря ГУФСИН по Свердловской области Дина Таренкова.

Члены ОНК к делу Дмитрия Казакова предлагают не торопиться с выводами.

«История очень мутная, надо очень взвешенно подходить к таким вопросам. Несомненно, вымогательства в колониях у нас есть, и с этим надо бороться. Мы давно предлагаем создавать общественные советы при колониях. Что касается ситуации в ИК-52, то автор фильма Алексей Кузнецов из-за небольшого опыта поступил неправильно. Надо было собирать доказательства, передавать их в правоохранительные органы, а не подставлять Казакова, у которого сейчас логичные проблемы», - прокомментировал член ОНК Василий Рыбаков.

По своему опыту правозащитник считает, что если бы с Казаковым хотели расправиться, то отправили его не в ИК-12, а в исправительную колонию №5. Тем не менее Рыбаков обещал посетить Дмитрия Казакова в ближайшие дни.

По фактам нарушений сотрудников ИК-52 в Камышлове проводится прокурорская проверка, сообщили АН «Между строк» в пресс-службе ГУФСИН. Недавно закончена внутренняя проверка ведомства, её материалы будут переданы в Следственный комитет. Результаты проверки и возможные санкции сотрудникам ИК-52 ФСИН пока не комментирует.

Агентство новостей «Между строк»