Суд отменил запрет мэрии Нижнего Тагила на рекламу магазина халяльных продуктов

Суд отменил запрет мэрии Нижнего Тагила на рекламу магазина халяльных продуктов

Суд удовлетворил жалобу предпринимателя из Нижнего Тагила по поводу демонтажа информационных стендов возле магазинов «Равис» и «Халяль», которые, в частности, торгуют халяльными продуктами (разрешёнными для мусульман по канонам Ислама. – Прим. ред.). Чиновники тагильской мэрии настаивали, что конструкции являются рекламой и установлены незаконно, а потому должны быть сняты. Владелец сначала пытался оспорить это постановление в Арбитражном суде, проиграл дело и подал апелляцию. 1 февраля суд постановил: информация на стендах не является рекламой.

«Позиции сторон расходятся в оценке размещённой на панно информации, – отмечается в судебном постановлении. – Администрация считает информацию рекламной из-за её размещения на фасаде первого этажа и её крупного размера. […] Панно содержит яркие и крупные изображения продуктов питания в фирменных упаковках с логотипом "Равис" и "Халяль", а также рекламный слоган "Вкусно есть – легко готовить!". По мнению апелляционного суда, спорная информация не содержит сведений рекламного характера, подпадающих под действие закона "О рекламе", так как спорная конструкция содержит информацию о различных товарах, без выделения конкретного товара, его характеристик, сведений о нём; расположена в месте фактического нахождения магазина, где непосредственно осуществляется реализация товаров. Информация направлена на информирование граждан об ассортименте реализуемого в магазине товара; размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой».

Кроме того, судом было установлено, что надпись на вывеске «Вкусно есть – легко готовить»  зарегистрированный товарный знак, а значит, претензии тагильской мэрии к нему не обоснованы.

Это далеко не первое признание предписаний администрации Нижнего Тагила о демонтаже якобы рекламных конструкций незаконными. Напомним, в 2015 году подобное предписание было оспорено компанией «Газпромнефть-Урал», суд встал на сторону нефтяников. На том процессе судья в качестве доводов неправомерности действий чиновников приводил «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» от Минэнерго. Но руководитель аппарата администрации города и куратор скандального «Агентства рекламно-информационного содействия» (АРИС) Андрей Ленда, выписывающий данные предписания, вероятно, решил попытать счастье ещё раз, невзирая на федеральные установки. Следом свои фирменные флаги отстоял «Лукойл-Пермьнефтепродукт».

В 2016 году в Нижнем Тагиле прошла одна из самых дорогих избирательных кампаний по выборам в Госдуму и Заксобрание в масштабах Уральского федерального округа. В этот период на рекламных щитах города было размещено более сотни плакатов политической направленности. Тагильские кандидаты потратили на выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов, по данным Облизбиркома и ТИКов, более 10 млн рублей. Собеседники в партиях, представляющих так называемую системную оппозицию, рассказали АН «Между строк», что все контакты с рекламными агентствами осуществлялись только через Андрея Ленду, а чиновник лично цензурировал содержание политической рекламы. Несмотря на это, в конце 2016 года АРИС отчитался лишь о 4,8 тысячи рублей, которые ему удалось заработать. В годовом плане по доходам значилась сумма в 12 млн рублей.

Депутаты гордумы по предложению вице-спикера Леонида Мартюшёва попросили разъяснить ситуацию главу города Сергея Носова, однако вместо ответа от мэра получили, как выразился депутат Владимир Щетников, «очередной плевок» от Андрея Ленды. Чиновник заявил, что в 2016 году было объявлено два конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, но они не состоялись из-за отсутствия заявок на участие. Тогда недовольные ответом Ленды парламентарии попросили проверить финансовую деятельность АРИСа сотрудников прокуратуры, полиции и Антикоррупционного комитета. В конце декабря Сергей Носов заявил АН «Между строк», что «АРИС не ведёт рекламной деятельности и у него никогда не было такой задачи – зарабатывать деньги на рекламе».

Согласно схеме размещения рекламных конструкций, опубликованной на официальном сайте города, всего в Нижнем Тагиле 912 мест для размещения щитов, светодиодных экранов и коробов. Почти все они заняты, хотя ни одного аукциона по их аренде за последние годы не проводилось.

25 января руководитель прокуратуры Ленинского района Владимир Мартынов сообщил, что в деятельности АРИС были обнаружены первые нарушения.

26 января мэр города Сергей Носов подтвердил на заседании гордумы, что чиновники «пошли навстречу» компаниям, «подарившим» два года назад городу рекламные щиты, и передали им конструкции в безвозмездное пользование без аукционов. Характер договорных отношений с этими фирмами мэр не объяснил, заявив, что интерес СМИ и депутатов в рекламном рынке является «политической заказухой», а сам он «не хочет в этой грязи копаться».

Агентство новостей «Между строк»