По соображениям веры: о религии в кино
Кино, как и другие культурные феномены, соприкасается с разными сферами бытия человека, в том числе и с религией. Оставаясь продуктом массовой культуры, современные кинофильмы нередко затрагивают темы, относящиеся к сакральному, к вопросам веры, смысла жизни. Примеров тому великое множество, причём, исходя из последних событий, видно, что не только кинематограф взаимодействует с религией, используя конкретные образы и темы, но и религия способна воздействовать, а порой манипулировать тем, что покажут на «большом экране». Такое наблюдается, например, в случае с многострадальным, ещё не вышедшим в прокат, фильмом А. Учителя «Матильда», который некоторые верующие неоднократно бойкотировали и продолжают вставлять палки в колёса режиссёру.
Раньше икону называли Библией для неграмотных, выражая этими словами ценность религиозного искусства не только эстетическую, но и информационную, гносеологическую, познавательную. В определённой мере с появлением кинематографа кино взяло на себя частично эту функцию, позволяя передать религиозное не на фресках, книжных миниатюрах и мозаиках, а в аудиовизуальном произведении на большом экране для всех людей, вне зависимости от их религиозной идентификации.
Можно вспомнить множество кинокартин, так или иначе затрагивающих сферу религиозного. Это и библейские картины, среди которых встречаются и популярные голливудские фильмы вроде «Ноя» Даррена Аранофски или «Исхода» Ридли Скотта, и христианские позитивные кинофильмы, повествующие о силе веры (подходящий пример – «Бог не умер» 2014 года, «Малыш» и «Ты веришь?» 2015 года). Список будет продолжаться до бесконечности, так как существуют и ленты, связанные с исламом, иудаизмом, индуизмом и буддизмом. Имеются среди этого списка и пародийные фильмы вроде «Догмы» 1999 года. Отечественный кинематограф в этой стезе не отстаёт: «Андрей Рублёв» (1966) Тарковского, «Мусульманин» (1995) и «Поп» (2009) Хотиненко, «Остров» (2006) Лунгина, «Орда» (2012) Прошкина, «Ученик» (2016) Серебренникова – эти кинофильмы также касаются религии и религиозных вопросов.
Нельзя сказать, что абсолютно все вышеперечисленные картины вышли удачными. Нет смысла углубляться в критику: в некоторых из них присутствует излишняя наигранность («Бог не умер», «Ты веришь?»), а в других – неудачная адаптация первоисточника («Ученик», «Поп»), третьи стремятся больше к эффектности, нежели к смыслу (можно тут вспомнить каменных големов в «Ное» Аранофски: выглядят они красиво и устрашающе, но смысла в них маловато). Однако среди фильмов на подобную тематику встречаются и настоящие шедевры, которые хочется выделить особенно: эти два фильма и один сериал показали вершину, образец «религиозного» кино, несущего в себе не только известные истины, но и вскрывающего актуальные вопросы и проблемы. Все эти картины – свежие, некоторые из них неоднократно обсуждались современным обществом.
Большим достоинством нижеупомянутых кинопроизведений является их доступность и нейтральность. Ни один из них не будет назойливо проповедовать религиозные истины, но каждый из них познакомит зрителя с одной из многочисленных сторон религиозной жизни и даст возможность поразмыслить над вечными для любого современного человека вопросами.
Молодой Папа (2016)
Самым удачным, популярным и актуальным для современности в этом списке стал сериал, режиссёром и отчасти сценаристом которого выступил талантливый Паоло Соррентино. Вспоминаются его другие великолепные работы, например, «Великая красота» 2013 года и «Молодость» 2015 года. История про неординарного и самого молодого римского понтифика, которого сыграл Джуд Лоу, вызывала бурную реакцию у людей и немалую популярность даже в России. За всё время, начиная с момента показа первой серии, «Молодому Папе» уже дали различные трактовки, увидев в нём и намёк на антихриста, и политическую подоплёку (таким образом телесериал прочитал известный писатель, журналист, литературовед и кинокритик Дмитрий Быков). Хотя, на мой взгляд, сериал хорош тем, что, несмотря на наличие многих семантических уровней, он повествует нам о такой символичной и, казалось бы, недосягаемой фигуре, как римский Папа, который оказался простым человеком со своими страстями, страхами, сомнениями и мечтами. Вместе с хорошо подобранным кастом, операторской работой, которая поражает своей тонкой эстетикой, разношёрстным, но гармоничным саундтреком, этот телесериал затрагивает множество социальных проблем, касающихся не только вопросов религии. Если абстрагироваться от философии и прочих размышлений, сериал хорошо раскрывает жизнь и устройство Римской католической церкви и Ватикана, что делает его полезным в информационном плане.
По соображениям совести (2016)
Несмотря на то, что фильм следует отнести к военной драме, главной его составляющей является именно тема конфронтации религии и милитаризма. Мэлу Гибсону уже не в новинку снимать кино, связанное с религиозной тематикой. Его киноленты «Страсти Христовы» (2004) и «Апокалипсис» (2006) прямо или косвенно затрагивали эту сферу. В этот раз режиссёру удалось сделать ещё лучше, вскрыв весьма болезненный и непрекращающийся даже в религиозных кругах вопрос: насколько вообще правильно убивать, даже на войне, другого человека? Как правило, ответ на него всегда один и заключается он в словах о том, что солдат защищает свою страну, убивая врагов.
Главный герой фильма – адвентист седьмого дня (христианская деноминация) Дезмонд Досс (кстати, это реальная личность), роль которого исполнил Эндрю Гарфилд, считал по-другому и за время Второй мировой войны, будучи отказником совести в связи с вероисповеданием, ни разу не применил оружие с целью убийства, но при этом спас немало своих сослуживцев, работая санитаром. Большой плюс фильма в том, что в нём нет ни пропаганды религии, ни пропаганды пацифизма. В то же время «По соображениям совести» ясно даёт понять, какая причина побудила главного героя отказаться от оружия и претерпеть за это множество притеснений и непонимание со стороны своих же соотечественников. Да и милитаризм при поднятой фильмом проблеме выглядит не так однозначно.
Молчание (2016, 2017 – в России)
Вторая по счёту (первая была снята в 70-х) киноадаптация одноименного романа Сюсаку Эндо, снятая таким мэтром кинематографа, как Мартин Скорсезе, погружает зрителей в размышление над извечным вопросом (хотя им одним фильм не ограничивается), который актуален даже сейчас: почему Бог, видя страдания людей, пребывает в молчании? Собственно, главная идея этого вопроса и послужила названием как книге, так и фильму, который живописует непростую жизнь христиан в Японии XVII века. На обширном кинополотне «Молчания» разворачивается жизнь далёкого и неприступного в те времена Востока, оказывающегося, при всей своей мудрости и величественности, опасным для маленьких общин верующих японцев и двух прибывших из Португалии священников.
Фильм Скорсезе, у которого, как и у Гибсона, имеется опыт религиозного кино («Последнее искушение Христа» 1988 года, «Кундун» 1997 года), долгий и тяжёлый, полный молчания, заставляет задуматься неравнодушного зрителя, будь он религиозным или же нет, о том, что такое долг, самопожертвование, сострадание и вера. Как быть, если цена твоим взглядам – живые, ни в чём неповинные люди? Конкретных ответов никто не даёт: Скорсезе молчит и даёт пищу для ума, а также право вынести вердикт зрителю.