Тотальная нелюбовь. Почему Звягинцев превзошёл самого себя

После нашумевшего «Левиафана» новый фильм Андрея Звягинцева ждали все: и поклонники, и злопыхатели. Одни надеялись на повторение успеха, другие  на провал. В итоге драма «Нелюбовь», которую режиссёр вместе со своим другом оператором Михаилом Кричманом снял на непривычную для себя «цифру», получила приз жюри Каннского кинофестиваля и благосклонность критиков со всего мира.

Вчера в кинотеатре «Родина» состоялась тагильская премьера картины о тотальной нелюбви внутри обыкновенной российской семьи. А сегодня несколько слов о том, почему стоит обязательно посмотреть это авторское кино именно на большом экране.

Главные герои Женя и Борис прожили вместе 12 лет, и вот они разводятся. Зритель застаёт их в самый неприятный период: они пока не продали общую квартиру, поэтому вынуждены жить вместе. Муж и жена не могут выносить даже вида друг друга, на лицах  полное отвращение, в доме  гнетущее молчание. За всей этой безнадёгой наблюдает сын Алёша, которого родители в споре решают вообще сдать в военную школу-интернат. У мальчика почти все сцены безмолвны. Режиссёр намеренно не даёт ему слово: он переживает семейную драму молча, глубоко внутри. Логичным продолжением этой драмы становится побег Алёши из дома, в котором его не любят.

Мало ли таких детей в России? Да и во всём мире? Мало ли родителей, которые не разговаривают со своими дочерьми и сыновьями, не обнимают их? Некоторые считают, что чрезмерная опека и забота пагубны для детского воспитания. Звягинцев же говорит, что не бывает перелюбленных детей, а вот недолюбленные – очень даже.

Женя, героиня кинодебютантки Марьяны Спивак, рассказывает своему новому возлюбленному, что мать никогда ей доброго слова не говорила, только проверяла выполнение домашнего задания. Такая же холодная мать получилась и из самой Жени. Ужас в том, что она этого не понимает!

Но Женя и Борис всё же мечтают о счастье: они вступают в новые отношения, надеются, что вторая попытка будет удачной. Однако в конце фильма понимаешь, что эти эмоциональные инвалиды не могут быть счастливыми. Главные герои постоянно смотрят новости, едят, параллельно делая снимки для Instagram, спят, занимаются сексом  но всё это без эмоций. Режиссёр Звягинцев словно подносит зеркало к носу каждого зрителя и говорит: самое страшное  жить без любви.

На пресс-конференции в Екатеринбурге Андрей Звягинцев заявил, что его новая кинолента вызывает желание обнять близких. У меня это желание утонуло в паническом страхе. После просмотра мне было трудно дышать, словно что-то ужасное произошло не с людьми на экране, а со мной. Неужели так бывает? Неужели люди, которых связывает прошлое, общий ребёнок, могут так ненавидеть друга? Неужели ни одна пара не застрахована от такого ужаса?

Я очень люблю творчество Андрея Звягинцева. И за остросоциальные сюжеты, и за великолепное построение кадра, эстетскую педантичность. Его картины смотришь в напряжении, они выводят из зоны комфорта. Но «Нелюбовь» превзошла по накалу даже «Левиафана». А всё потому, что эта история так или иначе касается каждого.

Вот что говорят первые зрители нового фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

Сергей, инженер:

 Жестокий и страшный фильм, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что смотреть его не хочется, но и оторваться не можешь. Я не согласен с позицией режиссёра: люди не такие подонки, как он показал. Фильм вызывает сильные эмоции: недоумение, безнадёжность, чувство неудовлетворенности. Не понимаю, зачем снимать такое – чтобы напугать зрителя? Наверное, это просто не моё кино.

Камила Мориак, блогер, поэт:

 Меня зацепили долгие нерасторопные кадры: застывшее время, синий лес в тумане и беспросветная зима. В отличие от «Левиафана», в этом фильме я не заметила тошнотной российской «действительности» на каждом шагу: все пьют и умирают в бедности и несправедливости. Хотя были уродливо-комические моменты: все на каждом шагу делают селфи. Особенно впечатлила огромная жёлтая спутниковая антенна, которая, как солнце, неожиданно появилась из-за леса. Надежда есть? Нет! Вот чего тут нет, так это надежды. Тотальная нелюбовь в фильме у всех и вся. Сначала пытаешься понять одного из супругов: авторитарная мама, «залёт» по глупости, унылый муж… Потом другого: истеричка жена, потеря родителей, кредиты… А потом глупая, удручающая растерянность: как же дальше?

Я считаю, что «Нелюбовь» стоит посмотреть. Такие фильмы всегда толкают на размышление. Начинаешь копаться в себе: а любил ли я на самом деле кого-нибудь, а любят ли меня по-настоящему, а рождается ли любовь из нелюбви? Вспоминаешь детали, мелочи, обрывки фраз, просто фантазируешь. А размышлять и фантазировать ох как полезно и приятно.