Война в лицах. Портрет лётчика-истребителя Сергея Демидова

Жизнь и творчество известного советского художника Анатолия Яр-Кравченко навсегда оказалась связанной с портретами, в основном рисованными графитным карандашом или акварелью, всегда точно фиксационными, детальными. Их он создал великое множество, запечатлев для истории облик героев и знаковых личностей советской страны в сериях. За что и был удостоен высоких званий и наград - Заслуженный деятель искусств Литовской ССР, Народный художник РСФСР, Лауреат Сталинской премии.

Приставку «Яр» Анатолий Кравченко, приехавший в конце 1920-х годов для обучения в Ленинград, получил по совету поэта Николая Клюева, с которым его связывали дружеские отношения.  Окончив Институт живописи, скульптуры и архитектуры по мастерской И. Бродского, он со страстью бросился в профессиональную деятельность, создал единственный прижизненный портрет писателя Н. Островского, специально поехав к нему в Сочи, издал «Дневник челюскинцев».

Яр-Кравченко в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт, вскоре был отозван из окопов. Он неистово рисовал, словно стремясь запечатлеть всех, кто жив, и прошёл всю войну как художник, издав 42 альбома! Он бывал в самых горячих точках и местах боев и награды - орден Отечественной войны II степени, два ордена Красной Звезды, врученные в 1944 году, медаль «За оборону Ленинграда», заслуженные. После войны художник колесил по стране – на Днепровскую, Волжскую, Красноярскую и Братскую ГЭС, работал в газетах «Правда» и «Советская Россия», был главным художником Агентства печати «Новости». А когда пришла эра космонавтики, рисовал портреты всех космонавтов, затем ученых, изобретателей, поэтов…  Казалось – он успел запечатлеть целую эпоху!

Прекрасный рисовальщик, А. Яр-Кравченко стремился к точной передаче внешнего сходства, но не забывал и о внутреннем состоянии портретируемого. Во время войны он создал 560 портретных зарисовок! А началось всё с портретов фронтовиков в годы Великой Отечественной войны, когда, призванный в армию в лётные части Ленинградского фронта, он оказался в условиях боевых действий и, видя весь ужас войны и гибель многих, как художник не мог не «говорить» карандашом, сохраняя на память портреты лётчиков, которые затем вошли в большой альбом «Герои воздушных боев за Ленинград». Среди них портрет лейтенанта С. Демидова, созданный зимой 1942 года.

Долгое время о лётчике Демидове ничего не было известно, и лишь в 2014 году были найдены сведения об изображённом. Лётчик-истребитель, командир звена 2-й эскадрильи 124-го истребительного полка Сергей Моисеевич Демидов был призван в армию 22 июня 1941 года и воевал под Ленинградом. С этого времени по август 1942 года он произвёл 207 боевых вылетов, 10 воздушных боев и лично сбил два Ме-109, за что был награждён орденом «Красное знамя». Но воевал Сергей недолго – 9 сентября 1942 года он погиб. Генерал-майор А.А. Король вспоминал уже в 2010 году: «Командир звена Сергей Демидов выполнял боевое задание на моём МиГе борт 22. Со стоянки самолётов  мы видели, как его звено заходило на посадку. Когда самолёт Демидова находился немного восточнее кладбища, машина выполнила переворот на высоте 400 метров и врезалась в землю. Очевидно, Сергей был тяжело ранен».

Летчика похоронили недалеко от посёлка Левашово в Ленинградской области. Знают ли об этом портрете его родственники?

Для художника помимо сходства в каждом военном портрете была важна передача самого настроения людей, той внутренней сдержанности, общей суровости и готовности к испытаниям, что наложило отпечаток на внешность каждого. Лётчик Сергей Демидов изображён в зимнем обмундировании – тёплая куртка летчика и шлем с очками. Погрудное изображение сделано быстрыми мастерскими штрихами, быстро и аккуратно лепящими объёмы лица и фигуры, условно намечающими пространство. Лицо значительно и серьезно… Мало кто улыбался той первой военной зимой.

Автор текста: Елена Ильина, искусствовед.

Другие истории можно найти на сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств.