Родительская дилемма. Как разгадать таланты ребёнка

На заре туманной юности я пять лет отходила в музыкальную школу. Без удовольствия, прямо скажем. Но получившая музыкальное образование мама, безусловно, из самых лучших побуждений посчитала, что и дети должны пойти по её стопам. Помню, как она не раз говорила о том, что, мол, после окончания музыкальной школы я всегда смогу заработать на кусок хлеба. Может, оно и так, утверждать не могу: уже и забыла, когда в последний раз садилась за пианино, хотя, думаю, немного потренировавшись, сумею сбряцать что-нибудь эдакое. К слову, брат «оттарабанил» на скрипке вообще девять лет. После чего о ней и не вспоминает.

Когда я спрашиваю маму, почему меня не отдали, например, в какую-нибудь спортивную секцию, она утверждает, что в ту пору я не проявляла к спорту никакого особого рвения. Более того, в детстве я даже немного занималась фигурным катанием, но бросила его из-за болезненных и скучных занятий по растяжке.

Кстати, о фигурном катании. Недавно наткнулась на статью журналиста и блогера Евгения Енина «История Липницкой про счастливую девочку? Нет. Про то, как мать уничтожила жизнь дочки». Вкратце: автор говорит о том, что мать Юли с четырёх лет «насиловала» дочку спортом ради славы, денег, квартиры в Москве и прочих благ. У ребёнка же просто не оставалось другого выбора, «с младенческого возраста в жизни этой девочки были пот, боль и усталость». Закончилось всё, как известно, не очень хорошо.

«Психика подорвана, здоровье подорвано, образования нет, карьера кончилась в 19 лет, будем надеяться, что призовые деньги заботливо припрятаны в банке, а не потрачены, как чаще бывает в подобных случаях», пишет Енин.

Не думаю, что всё совсем уж так печально. Юле нет ещё и двадцати, поговаривают, что она поступила в МГУ, пробует себя в качестве спортивного комментатора. Наконец, ей предложили стать чиновницей. Ведь другие звёзды спорта также с юных лет по кирпичику складывали свою карьеру и, подозреваю, мало кто из них занимался этим в детстве с удовольствием. Наверняка, им всем хотелось больше времени проводить с друзьями, за компьютером — лишь бы не идти на очередную тренировку. Просто у Липницкой не сложилось. Трудность в том, что редко какой ребёнок с юных лет даёт родителям понять: «Мама, папа, смотрите, мне нравится то-то и то-то, в будущем оно станет моим любимым делом, да ещё принесёт успех и признание. Так что давайте потратим время, вложимся в меня морально и материально. Обещаю, вы не пожалеете». Как правило, дети и сами толком не знают, что им по душе, и не торопятся облегчить родителям задачку по разгадыванию их талантов и способностей. Ну, и что нам в таких случаях прикажете делать?

Озадачилась этим вопросом, хотя сыну нет ещё и года, и набросала несколько  вариантов:

1. Пример мамы и папы. Как бы банально ни звучало, ребёнка нужно воспитывать собственным примером. Вряд ли просиживание взрослых в телефоне или за компьютером поможет раскрыть детские пристрастия. Не скрою, мне бы хотелось, чтобы сын занимался спортом. Так что как минимум постараемся «заразить» его маломальской зарядкой, бегом, лыжами, велосипедом. Не буду загадывать, удастся ли, но попробуем.

2. Давать возможность детям пробовать самые разные виды физической, интеллектуальной, творческой активности. Иначе как чадо узнает, что ему интересно?

3. Не напрягать ребёнка кучей кружков-секций-развивалок. Всё-таки основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Пусть у ребёнка будет свободное время, возможно, именно в эти моменты он сам подскажет вам, к чему лежит его душа.

Не знаю, нужно ли заставлять детей заниматься тем, что им не нравится. Может быть, в какой-то период и нужно. Читала биографии некоторых известных спортсменов, музыкантов и прочих знаменитых личностей, где они говорили о том, что если бы в детстве родители не настояли на той или иной их деятельности, то вряд ли бы сегодня они стали теми, кем стали. Так что для меня этот вопрос остаётся открытым. Может быть, сын ещё и музыкой решит заниматься?

Другие тексты автора можно найти здесь.