Почему новая экранизация романа Брэдбери не так плоха, как кажется

Не успели люди опомниться от ноябрьского «Снеговика» Альфредсона, как на большие экраны вышла новая экранизация Рамина Бахрани (тагильские кинотеатры не взяли её в прокат) на этот раз уже литературной классики — романа-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» американского писателя Рэя Брэдбери. Читающие эти строки спросят: при чём же тогда отстойный и позабытый всеми недодел по гениальному детективному роману Ю Несбё? А при том, что и эту картину по литературному шедевру пользователи и критики захейтили, разнеся киноновинку в пух и прах везде, где только можно.  

Вообще, чтобы возненавидеть любую экранизацию, достаточно быть фанатом писателя (или какого-то отдельного его детища). К счастью, по «451 градусу» я никогда не фанател (хотя некоторые вещи у Брэдбери мне нравятся безумно), поэтому попытаюсь объективно (с учётом, что фильмы — большая вкусовщина и без субъективизма тут не обойтись) взвесить все «за» и «против» этой новой адаптации с низким рейтингом.

Большое достоинство картины Бахрани в её визуальной части и в сеттинге. Уж не знаю, почему некоторые люди не оценили эту сторону фильма, которая как раз-таки просто идеальна. Когда читаешь Брэдбери, который писал свою антиутопию в 50-х годах, конечно, поражаешься, как автор, будто визионер, предугадал кучу разных технологий недалёкого будущего — HDTV, портативные и беспроводные технологии. Но, честно признаться, в век, когда люди вовсю пользуются VR-технологиями, предложенные в оригинале прогнозы уже неактуальны. Авторы новой адаптации этот момент подкорректировали, введя в мир тотальной «книжной» диктатуры интернет, умный дом с искусственным интеллектом и прочие блага современной цивилизации. Вроде бы мелочь, а выглядит гармоничнее. Да и накала добавляет: вместо мира телевидения и сериальчиков (это у нас тоже есть, да) перед нами ещё более глобальный потребительский мир с последними технологиями, лайками и смайликами, которые люди используют даже тогда, когда, например, сгорает человек. Жутко, не правда ли? Да и в целом авторы добавили в картину мрачности, что только придаёт ей колорита. Выглядит всё намного лучше, чем в фильме 1966 года, который почему-то оценили выше и очень часто упоминают в отзывах на новую адаптацию романа, выставляя работу Франсуа Трюффо как некую идеальную парадигму.

Сюжетная часть и персонажи в новой экранизации вызывают некоторые вопросы. Но это только на первый взгляд. Постараюсь объяснить без спойлеров. Да, режиссёр Рамин Бахрани, будучи ещё и сценаристом, и Амир Надери капитально поработали над сюжетом, изменив некоторые основные моменты и концовку, из-за чего «451 градус по Фаренгейту» 2018 года назвать полным переложением оригинальной книги на экран трудно. В новом фильме отсутствует витающее повсюду ожидание войны и некоторые ключевые персонажи вроде бывшего профессора литературы Фабера или жены Монтэга — Милдред. С другой стороны, в канву сюжета внесли новые детали, касающиеся и главного героя, и художественного мира в целом, что, в общем-то, компенсирует урезанные сценаристами прежние детали. Чувствуется, конечно, что мотивацию Гая Монтэга (в фильме его сыграл Майкл Б. Джордан) не доработали до конца, уж больно быстро он переходит от пожарных, сжигающих книги, к противоположной группировке их защищающих, что, к слову, не лишено объяснения (в большинстве кинотреша на это вообще забивают, чего уж там, так что не всё так плохо). Это, похоже, следствие перемены формата и относительно небольшого хронометража: вначале HBO планировали многосерийный проект, но в итоге был снят фильм, который не такой уж и долгий по времени — всего лишь 100 минут. Все внутренние переживания одного из успешных борцов с литературой и искусством (у Бахрани, кстати, картины тоже жгут) в почти полуторачасовую ленту не уместишь. Не спорю, железным объяснением это не назовёшь, но скидку уже сделать можно.

В приводимой в пример картине Трюффо было сделано не меньше отходящих от оригинала сюжетных допущений. Это касается и концовки в том числе. И Фабера там тоже не было. Быть может, мотивация у Монтэга там прописана лучше, но и она проигрывает перед книжным вариантом. Потому, на мой взгляд, вся критика, направленная на сюжет нового фильма, больше похожа на придирки. Хуже от того, что сменили типаж Клариссы Макклеллан (её сыграла София Бутелла) и расширили персонажа Майкла Шеннона (он сыграл брандмейстера Битти), не стало. Это даже улучшило картину, сделав из типичного суперпозитивного, в духе Брэдбери, персонажа Клариссы и банального начальника-злодея Битти более неоднозначных героев.

По этой причине «451 градусу по Фаренгейту» от Бахрани можно поставить 6 или 7 из 10, но никак не 2 и не 4. Концовка, конечно, могла быть более интересной, я лично ожидал одного сюжетного твиста (дабы не спойлерить, не скажу, какого именно), однако киноадаптацию этот недочёт не сильно портит. Ради каста, хорошего саундтрека и шикарной визуальной составляющей точно можно поставить хорошую оценку фильму. Это не шедевр, до которого благодаря богатому художественно первоисточнику всем режиссёрам ещё расти и расти, но и не абсолютный провал, как его успели окрестить те немногочисленные зрители, что посмотрели картинку на большом экране. Если вы дожидаетесь фильма в цифре, дайте ему шанс и пару лишних баллов рейтинга. Он это заслужил.