Броня, золото и стекло, или Маленькое путешествие по большому Екатеринбургу

Мой короткий отпуск заканчивался, но я так и не выполнил основной пункт своего плана – побывать в верхнепышминском музее боевой техники. Собственно об этом месте я узнал в начале года из новостного репортажа одного местного телеканала. Тогда экспозиция мне показалась интересной и я решил во что бы то ни стало посетить эту выставку. Музей военной техники «Боевая слава Урала» является одним из крупнейших в России. Конечно, с танковым музеем на Кубинке по количеству представленной гусеничной техники этот не сравнится, но, кроме бронированных монстров, здесь представлены боевые самолёты, бронепоезд, подводная лодка и даже «Армата».

Идея создания на Среднем Урале частного военного музея принадлежала ныне покойному Александру Козицыну, брату генерального директора УГМК Андрея Козицина. Официальное открытие выставки под открытым небом состоялось 9 мая 2006 года. Спустя 7 лет свои двери для посетителей распахнул трёхэтажный Выставочный центр. 

У входа в парк нас встречают герои популярного в 1970-е годы польского сериала «Четыре танкиста и собака»: овчарка по кличке Шарик, механик-водитель Григорий Саакашвили и командир танка Ольгерд Ярош.

Мало кто знает, что прототипом этого персонажа стал реальный человек – русский, сибиряк, уроженец Залесовского района (Алтайский край) Виктор Тюфяков. В Великую Отечественную войну Тюфяков воевал в составе 1-го Польского корпуса, созданного в СССР.

Экспонаты можно условно разделить на две группы: это техника времён Второй мировой войны и оружие, созданное в послевоенные годы, влоть до конца XX века. Любителям понагибать «раков» в World of Tanks это место покажется настоящим раем.

История бронетанковых войск СССР берёт своё начало в 1925 году, когда в серийное производство был запущен Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), прототипом которого выступил итальянский Fiat-3000.

В погоне за огневой мощью советские конструкторы иногда перегибали палку, вследствие чего получались настоящие чудовища. 

Пятибашенный танк Т-35 – самый большой из тех, что были сделаны в СССР. Его длина составляет 10 метров, а экипаж – 11 человек. Но, к сожалению, эта машина оказалась неудачной и лишний раз доказала тупиковость многобашенной компоновки. И всё же первый советский тяжёлый танк получил свою долю славы: упрощённое изображение Т-35 было использовано в оформлении медали «За отвагу», олицетворяя собой мощь Красной армии.

Внешний вид КВ-2 должен был внушать противнику страх, но даже сейчас вызывает лишь лёгкую улыбку.

Раздел военно-морского флота представлен торпедным катером «Комсомолец», двумя бронекатерами, а также подводной лодкой типа «Малютка». Полноразмерный макет субмарины произвели на верфях в Перми в этом году, после чего транспортировали в Верхнюю Пышму по частям. 

Несмотря на своё название, «Малютка» стала самым габаритным экспонатом музея: длина подлодки – 44,5 метра, а наибольшая ширина – 3,3 метра.

Лёгкий фронтовой истребитель-перехватчик МиГ-21, серийно выпускавшийся в СССР с 1959 по 1986 год, положил начало той части экспозиции, которая в перспективе будет посвящена авиации. В настоящее время на открытой площадке установлены сверхзвуковой истребитель-перехватчик МИГ-31, истребитель-бомбардировщик СУ-17, фронтовой бомбардировщик СУ-24 и учебный реактивный самолет L-39.

Также на открытой площадке установлены три вертолета – Ми-2, Ми-8 и Ми-24, якобы на котором «злёй рюсский спецназ»  пытается убить Джона Рэмбо.

ЗРК «Бук», по одной из версий, причастный к крушению малазийского Боинга 777 в небе над ДНР. 

Внушительную часть открытой экспозиции занимают железнодорожные составы. Особый восторг у юных посетителей вызывает футуристического вида МБВ (моторный броневой вагон). На каждом МБВ было установлено 12 пулемётов, три пушки в танковых башнях и даже зенитная установка. В высоту каждый из броневагонов достигал 4,5 метров, в длину – более 19 метров, а масса – почти 80 тонн. Экипаж МБВ составлял от 34 до 40 человек – это сопоставимо с небольшим кораблём или подводной лодкой того периода.

Отдельного внимания заслуживают экспонаты внутри Выставочного центра. На первом и втором этаже расположены лёгкие танки и бронеавтомобили как советского, так и иностранного производства, в частности, поставляемые из США в СССР по ленд-лизу. 

Американская самоходная зенитная установка М-16.

Ну и какой же уважающий себя военный музей не покажет своему посетителю ставшую без единого выстрела легендарной «Армату». 

На третьем этаже музейщики покажут вам коллекцию наград, стрелкового оружия, а также манекены, одетые в солдатскую форму разных эпох – от гренадёров Петра I до десантников ВС РФ.

Изюминкой коллекции по праву может считаться высшая военная награда СССР – орден «Победы». Им награждались лица высшего командного состава Красной армии за особые заслуги. Вес ордена – 78 г, из них платина – 47 г, золото – 2 г, серебро – 19 г, рубины – 25 карат, бриллианты – 16 карат. Всего было изготовлено 20 таких наград. По оценкам некоторых специалистов, в наши дни рыночная стоимость ордена может достигать 20 миллионов долларов.

Попрощавшись с Верхней Пышмой, берём курс на Берёзовский, где на тихой улочке Коммуны расположился Музей золота. Он был создан по инициативе местных краеведов в 1970 году, и с того времени лишь развивался, менял названия, здания и пополнялся экспонатами. Благородный металл на месте нынешнего Берёзовского нашли в 1745 году, тем самым это место по праву называется родиной российского золота.

Золото в Берёзовском добывают до сих пор. Шахты проходят под городом на глубине порядка 500 метров.

250 лет назад старатели жили неподалеку от шахт, в таких вот времянках.

А дома их ждали жена и дети. Средняя продолжительность жизни мужчин в этих местах составляла 26 лет.  

И 100 лет назад богатые мужчины пытались обезопасить себя от коварных женских чар. Брачный договор Шестопёровых, жителей Березовского завода, от 28 февраля 1921 года.

Макет штрека шахты выглядит очень правдоподобно и атмосферно. 

Последний зал рассказывает о советском этапе развития золотодобывающего промысла.

Из подземных глубин поднимаемся почти на 200-метровую высоту. Здесь, в Екатеринбурге, на 52-м этаже бизнес-центра «Высоцкий», находится открытая смотровая площадка. 

Ценник кусается – 300 рэ с человека, но на то он и БИЗНЕС-центр. 

Весь Екатеринбург как на ладони.

Отличное место для селфи и… признания в любви.

На стене здания повешена памятка, на которой указаны основные городские строения.

Если ехать из Екатеринбурга в Нижний Тагил, то примерно через 10 километров после поворота на Таватуй, среди скал, по левой стороне можно заметить фигурку пожарного. В этом месте 14 апреля 2002 года в нелепом ДТП погиб начальник Управления государственной противопожарной службы Свердловской области Борис Мокроусов. 

Педантичное солнце попрощалось с нами на полпути в Нижний Тагил.