О привычке читать

Однажды, когда я без ума скупала, подбирала, обменивала книги и читала по две, а иногда и три штуки в неделю, один довольно умный человек сказал мне, что это временно. Я ему не поверила. Читала я тогда художественную литературу, русскую и зарубежную, в основном классическую. А человек этот мне говорил, что рано или поздно захочется другой литературы, быть может, исторической или научной. Хм, посмотрим…

Через какое-то время я обнаружила себя без книги, а всё чаще с нитками в руках. Даже переживала немного, что не читаю, пока не поняла, что ведь не без дела болтаюсь, а занимаюсь другим важным делом! 

Сейчас воспринимаю две книги параллельно. Именно «воспринимаю», поскольку одну читаю перед сном, а вторую слушаю за работой. Наконец-то я добралась до такого блага цивилизации, как аудиокнига (кто хорошо меня знает, в курсе, что я та ещё бабушка в отношении техники). Как же это здорово — слушать книгу и работать руками одновременно! Почему я поняла это только сейчас?!

Так вот. Читаю я книгу Шенга Схейена «Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда», а слушаю «Мою жизнь в искусстве» Константина Станиславского. То есть в обеих книгах речь идёт о людях-современниках, живущих, по сути, одним делом — искусством театра. Самое примечательное, что в обеих книгах от лица главных героев описаны встречи со Львом Толстым! Дягилев описывает свою встречу с ним в письме к мачехе, а Станиславский напрямую рассказывает читателю. Вообще, многие имена в этих историях пересекаются, но Толстой меня всегда впечатлял. Мне кажется, я бы себя повела так же, как наивный студент Дягилев, если бы с ним встретилась. В «Русских сезонах» есть места, где речь идёт о балерине Матильде Кшесинской и той самой нашумевшей истории о её «дружбе» с царским двором, о разных взаимоотношениях между художниками, а это Серов, Бакст, Бенуа и другие. Станиславский же больше говорит о становлении своей системы и зарождении МХАТа. 

Мне всегда нравилось читать романы классиков, описывающих жизнь в России XIX века, а обе эти книги — это реальные истории реальных людей, живших на рубеже веков. Вся атмосфера здесь, как в любимых романах. 

«Моя жизнь в искусстве» Станиславского является предисловием к его книгам, описывающим знаменитую систему. На очереди к прослушиванию, конечно же, они. Особенно хорошо воспринимать беседы о театре, если ты работаешь в театре. Я будто бы ещё глубже погружаюсь в рассуждения автора. 

Предыдущая прочитанная мною книга была тоже посвящена театру. В ней описывается эксперимент преподавателей и студентов Российского государственного института сценических искусств. «Гибель Надежды» — так называлась эта книга, в которой описывается одноимённая постановка. Современные студенты воспроизвели опыт первой студии МХАТ спустя сто лет, повторив на той же сцене тот же спектакль. Интересно читать эти сравнения, будто временная завеса между вековой историей куда-то испарилась. В «Моей жизни в искусстве» Станиславского история этой пьесы тоже весьма подробно описана. 

Слушаю за работой в театре книгу о театре и планирую взять такой способ «чтения» за привычку.