Знакомство с Екатеринбургом: «пряник» на улице Толмачёва
Когда гуляешь по Екатеринбургу самостоятельно, без экскурсовода, очень быстро привыкаешь к тому, что за любым углом, в любой подворотне можно встретить какой-нибудь интересный историко-архитектурный объект. Если пойти от Главпочтамта в сторону Театра музкомедии и, не доходя до бывшего «пятого» гастронома, свернуть налево, на улицу Толмачёва, то буквально через 30 метров вы гарантированно наткнётесь на нарядный особняк, снизу доверху украшенный деревянной резьбой.
В исторических справочниках Екатеринбурга это здание значится как «дом дворянки Селивановой», но в простонародье больше известно как «пряник». Последнее прозвище прилипло к дому после того, как он был передан в пользование Свердловскому архитектурному институту (ныне — Уральский государственный архитектурно-художественный университет), преобразованному из филиала Московского архитектурного института в самостоятельное высшее учебное заведение в далёком 1972 году. Правда, прозвище «пряник» появилось только в начале 80-х годов, когда состарившееся от времени строение взялись отреставрировать сами студенты «Арха» под руководством первого ректора института Николая Семёновича Алфёрова.
Кто именно придумал дому прозвище, в точности отражающее его праздничный вид, неизвестно. Известно, однако, что прежде, чем приступись к реставрационным работам, студенты и их руководитель тщательно и во всех деталях изучили архивные материалы, касающиеся уральской городской архитектуры конца XIX — начала ХХ столетия, чтобы максимально достоверно воспроизвести утраченный со временем декор дома.
О первых хозяевах дома, как и о самом здании, известно очень мало. В точности неизвестны даже полные имена и отчества первых владельцев дома, составители исторических справочников оперируют только их инициалами — Е. О. и П. Т. Селивановы. Впрочем, известно, что глава семейства был помощником главного бухгалтера Екатеринбургского филиала Сибирского торгового банка и происходил из древнего рода князей Селивановых, первое упоминание о которых в русских летописях относится к 1632 году.
Сам дом Селивановых был построен между 1880 и 1890 годами, а свою «пряничную» внешность приобрёл позднее, между 1892 и 1896 годами. Автором проекта дома и проекта реконструкции считается известный екатеринбургский архитектор Юлий Осипович Дютель, ставший, наверное, самым востребованным зодчим в городе сразу после того, как екатеринбургское купечество узнало о том, в Европе в моду входит стиль ар-нуво (модерн).
Первоначально здание представляло собой большой бревенчатый дом-шестистенок: сруб из 22 венцов на каменном полуэтажном цоколе с безконьковой крышей на «висячих» стропилах и хорошо продуманной системой вентиляции, состоящей из продухов (небольшое отверстие в цоколях, стенах, перекрытиях здания для естественной вентиляции замкнутых пространств) и слуховых окон. Гостиная дома с угловыми ризалитами и башенками, веранда, а также второй этаж дома из 18 венцов появились уже во время реконструкции. Тогда же здание было украшено деревянной резьбой и коваными элементами декора. Цокольный полуэтаж, судя по всему, предназначался для хранения провианта — он был неотапливаемым и хорошо проветривался при помощи продухов. Окна же служили источником естественного освещения.
Отапливался дом большой русской печью, совмещённой с изразцовым камином. Позднее в доме появился ещё один камин, который служил для отопления пристроенных площадей. Вокруг дома существовал сад, в который можно было выйти с трёх сторон здания.
Что касается резного декора, украшающего весь дом, то он был данью моде на «псевдорусский» стиль, которым были увлечены многие архитекторы конца XIX — начала ХХ века. Любопытно, что его родиной являлась вовсе не Россия, а Германия. Первым же русским архитектором, кто начал творить в этом стиле, был Василий Петрович Стасов. В Российской империи этот архитектурный стиль стал популярен в конце XIX столетия и сдал свои позиции только в начале 20-х годов ХХ века, под натиском конструктивизма.
Американский историк русской архитектуры, фотограф и учёный Уильям Брунфильд, не раз бывавший в Свердловске и изучавший образцы деревянного зодчества, писал впоследствии: «Резной декор этого дома можно рассматривать часами, любуясь деталями и открывая для себя всё новые и новые нюансы сплетений деревянных кружев, выполненных неизвестными русскими мастерами…»
После Октябрьской революции дом был реквизирован и «пошёл по рукам». Чего здесь только не было: и швейная артель, и бухгалтерия райпищеторга, и ЖЭУ. В начале 30-х, в связи с началом всесоюзных строек, в Свердловске начался жилищный кризис и дом передали в ведение жилотдела горисполкома. И вплоть до конца 70-х дом находился в жилом фонде.
В начале октября 1977 года на экраны страны вышел художественный фильм «Вы мне писали», в котором сыграли такие актёры, как Андрей Мягков, Нина Ургант, Анастасия Вознесенская и Екатерина Васильева. Картина снималась в нескольких городах Советского Союза, в том числе и в Свердловске. И «прянику» в этом фильме досталась роль одного из домов, где герой Андрея Мягкова — радиожурналист — разыскивает девушку, которая написала ему письмо, «позвавшее в дорогу». Добавлю, что «Письмо позвало в дорогу» — название одной из постоянных передач Всесоюзного радио СССР.
В начале 80-х дом был передан в ведение Свердловского архитектурного института. Здесь планировали открыть вечернее отделение вуза. Но почти сразу же на здание начали претендовать учащиеся. В «Архе» в те времена было очень плохо с организацией досуга, и студенты стали настойчиво просить выделить им помещение под клуб. Дело закончилось тем, что ректор института пообещал студенческой братии подвал дома, если они примут участие в реставрации фасадов здания. Тогда же и появилось народное прозвище дома — «пряник».
Городские легенды гласят, что, когда реставрационные работы на доме уже близились к завершению, в Свердловске открылась выставка-ярмарка пищепрома РСФСР. В «пятом» гастрономе, самом ближайшем к дому № 24 по улице Толмачёва, продавали настоящие тульские пряники. Кто-то из студентов, занятых на реставрации, купил такой пряник и заметил, что орнамент на тульском лакомстве во многом походит на резные узоры, покрывавшие дом. Говорят, сходство было действительно поразительное. Дом моментально получил прозвище, которое живёт до сих пор.
Руководство архитектурного института сдержало обещание, и в 1985 году в цокольном этаже «пряника» открылся студенческий клуб. Первым директором клуба был назначен Андрей Макаров, человек довольно известный среди молодых свердловских рок-музыкантов начала 80-х. В результате очень скоро, менее чем через год, клуб стал репетиционной базой для легендарной группы «Наутилус Помпилиус».
Надо сказать, сами музыканты говорят, что на самом деле репетиции самодеятельных рок-групп в подвале «пряника» начались задолго до открытия клуба. Первыми это укромное местечко облюбовали Егор Белкин и группа «Р-Клуб». Случилось это в 1981 году. Затем, года полтора спустя, сюда перебрались «Али Баба и Сорок разбойников» Дмитрия Умецкого. В 1983-м к ним присоединился Вячеслав Бутусов и группа взяла себе новое название — «Наутилус». Ещё через год музыканты узнали, что в Подмосковье уже существует один «Наутилус» (группа Евгения Маргулиса и Алексея Макаревича), и прибавили к названию коллектива слово «Помпилиус». А ещё два года спустя они уже покоряли Москву и Питер своими концертами.
В 1986 году здесь организовывает студию ещё один известный свердловский рокер Алексей Могилевский, позднее вошедший в состав «Наутилуса Помпилиуса», а ещё позднее создавший группу с самым длинным названием в истории советского рока «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодёжи на стезю добродетели»!
Кроме «Наутилусов», в подвале «пряника» репетировали рок-группа «Сфинкс» и, совсем недолго, Настя Полева. А в 1996 году здесь поселились «Собаки Качалова» — рок-дуэт, образованный из студентов «Арха», о котором кто-то из музыкальных критиков сказал: «Они опоздали к поезду, на котором ушёл в небытие Свердловский рок-клуб, но сохранили дух и традиции почившего в бозе клуба».
Сейчас в «прянике» расположилась школа юных архитекторов, рабфак Архитектурной академии, а также швейная мастерская. Здесь работает приёмная комиссия Уральского государственного архитектурно-художественного университета.