Детство не должно быть унизительным

Когда 20 лет назад на семинаре в Москве один ведущий психолог рассказывал о воспитании детей в различных образовательных системах мира, особенно запомнилась японская: до 5 лет японцы обращаются с ребёнком «как с королём», с 5 до 15 лет — «как с рабом», а после 15 — «как с равным». Самым страшным наказанием становится унижение и высмеивание, отлучение от дома или противопоставление ребёнка какой-то группе. Унижение – это первое, что оставляет шрам в воспоминаниях детства.

В последнее время всё чаще появляются сообщения в СМИ о некорректном поведении учителей. То на лбу зелёнкой слово нехорошее напишет, то скотчем рот заклеит и выложит в соцсети… Что с учителями происходит? Почему сейчас об этом кричат на каждом углу: и что страшно детей в школу отдать, что нарушают права ребёнка, оскорбляют, организуют травлю?

Откуда такие модели поведения? Думаю, многое таится в эмоциональном выгорании учителя. Многие скажут, что надо вовремя на пенсию выходить… Но это может касаться и молодых учителей.

У некоторых педагогов отсутствует «режим сохранения энергии». Ярко и эмоционально переживая и проживая негативные ситуации в школе, учителя не умеют отключиться от напряжения и настроиться на позитив. Это комплексная проблема, слишком много ещё внешних факторов, на которые не может повлиять педагог. Если долго находиться в состоянии депрессивной заторможенности, рано или поздно происходят срывы. И тогда совет премьера Дмитрия Медведева уходить в бизнес не подходит. В бизнесе тоже люди. А умение учителей справляться с ситуацией не формируется в пединститутах, это чаще опыт, иногда мудрый наставник и работа с психологом.

Если детей с детства унижают, они перенимают эту модель поведения, потом унижают одноклассников, учителей, родителей. Стыд, смущение и страх перед потерей уважения всегда были мерилами нравственного сознания. Притупление этих чувств, отсутствие уважения проявляются в отвратительных поступках. Это касается и взрослых, и детей. Учитель, которого не уважают, не способен уважать детей. И наоборот.