Правозащитники записали на видео заключённого Владимира Карпиенко, который ранее рассказал о пытках в исправительной колонии № 5 Нижнего Тагила. По словам Карпиенко, страшный случай произошёл с ним в 2016 году: чтобы остановить истязания со стороны сотрудников колонии, он вогнал себе иголку в грудь, а надзиратели заставили другого осуждённого доставать её без медицинского оборудования. На видео Владимир подробно описывает инцидент: называет даты, фамилии тюремщиков и зэков, которые им помогали.
«Во время моего пребывания в ИК-5 я регулярно подвергался моральному и физическому давлению со стороны сотрудников администрации, – рассказал Владимир Карпиенко на видео. – Ставили на растяжку, били по почкам, оскорбляли, продолжалось это на протяжении двух месяцев. Это происходило не только со мной, но и другими осуждёнными, слышно было в коридоре, как осуждённые кричали, просили о пощаде, чтобы не били. Это происходило каждый день, требовали отказ от воровских традиций, который нигде в законе не прописан, что это такое, я не знал. Затем меня заставляли вступать в какие-то активисты, которые мне не нужны. Моему терпению пришёл конец. Я попросил иголку у активиста, чтобы заштопать носки, и сделал проникновение в правое лёгкое. Таким образом хотел привлечь общественное внимание, так как все жалобы дальше учреждения не выходят. Поэтому пришлось пойти на такие страшные меры, для того чтобы можно было выехать из учреждения и довести до общественности о том беспределе, который там происходит. Поэтому я сделал себе прокол. Меня сопроводили в медсанчасть, где в один из кабинетов позвали осуждённого, без всяких специальных средств начали разрезать мне грудную область и вытаскивать иголку, это продолжалось в течение пяти-шести часов. Когда я начал говорить, что возможен летальный исход, осуждённый, который проводил мне операцию, он начал просить, что операции в таких условиях проводить не может. На что ему поступило указание [от надзирателей], чтобы иголка была извлечена в местных условиях, чтобы не вывозить меня из ИК-5. Операцию продолжили. Когда убедились, что иголка находится глубоко, операцию прекратили. Меня подняли в палату. Мне предложили лечь на кровать, я увидел, что один из осуждённых прячет шапку, очки и канаты… Меня связали и с 22 апреля по 24-е [так продержали]. 24-го меня вывезли на ИК-51, но принимать меня отказались, меня вернули, положили на ту же кровать, привязали меня. Бывало, что не кормили. В туалет водили один раз в сутки, бывало, вообще не водили. Надели мне шапку на голову и очки на глаза, чтобы я не мог видеть. В таком состоянии я на спине пролежал до 27 числа».
По словам Карпиенко, 28 апреля 2016 года его этапировали в ИК-2, где прошла операция по извлечению иголки. Сейчас заключённый находится в ИК-63 Нижнего Тагила. Его историю об игле в мае 2017-го опубликовала правозащитница Лариса Захарова. В Свердловском управлении ФСИН опровергли это. В то же время другой заключённый Фарух Бердиев заявил, что ему пришлось вспороть себе живот, чтобы остановить многочасовое истязание со стороны надзирателей. В Управлении ФСИН России по Свердловской области Бердиева назвали лжецом и пообещали начать судебное разбирательство с зэком, если после проверки правоохранительными органами его слова не получат подтверждение. Позже экс-заключённыё ИК-5, а также бывший надзиратель подтвердили, что руководство колонии установило в учреждении систему вымогательств с зэков. 12 мая в СИЗО-1 Екатеринбурга Бердиева посетила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Сейчас, по данным АН «Между строк», Бердиев находится в ИК-63 в Ивделе. По информации от осуждённого, в настоящее время проводится проверка следственным отделом по Тагилстроевскому району Нижнего Тагила.
Агентство новостей «Между строк»