«Гиацинты у ёлки» Михаила Шемякина

Сын художника Михаила Фёдоровича Шемякина с особой теплотой вспоминал рождественские праздники в кругу семьи:

«Мы, дети – я и мой старший брат,  ждали у дверей в большой соседней комнате – "зале". Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии!»

Рождественскую тёплую сказку и доброту передал автор в картине «Гиацинты у ёлки», которую сейчас можно увидеть на выставке ёлочных игрушек. Но как связаны зимние праздники и гиацинты? Об этом узнаете, прочитав историю произведения.

 Другие истории здесь: http://histories.artmnt.ru.

Михаил Фёдорович ШЕМЯКИН

ГИАЦИНТЫ У ЁЛКИ. 1916.

Холст, масло.

Поступление: 2002, приобретено у сына художника М. М. Шемякина, Москва.

Справа внизу: М.

 

Автор текста: Марина Владимировна Агеева – директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Михаил Фёдорович Шемякин  выпускник  Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился М. Ф. Шемякин в училище дважды: в 1892-1900 гг. и в 1903-1906 гг. После учёбы за границей в школе Антона Ашбэ Михаил Фёдорович при содействии В. А. Серова добился разрешения на посещение его общей с К. А. Коровиным мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Три года работы, с 1903 по 1906 г., под их руководством стали для Шемякина самыми важными в определении его творческого пути. Толчком обращения художника к импрессионизму послужила живопись и сама система преподавания Константина Коровина. Они  учитель и ученик  были во многом схожи своим неуёмным темпераментом. По воспоминаниям сокурсников Шемякина, Константин Коровин был прекрасным педагогом.

Коровин высоко ценил французских импрессионистов и говорил, «что выше импрессионистов художников не было и нет».

Именно в мастерской Константина Коровина происходит освоение новой для Шемякина живописной системы – импрессионизма. Несмотря на преобладание в творчестве художника жанра портрета, его увлекала работа и в области пейзажа, тематической картины и натюрморта. И в каждом из этих жанров Михаил Шемякин по-своему решал задачи импрессионизма. В натюрморте это использование фрагментарности и решение задач передачи ежеминутно меняющейся свето-воздушной среды.  

К гиацинтам у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные первые весенние цветы, посвящал им стихи собственного сочинения. Ёлку в семье Гржимали-Шемякиных ставили каждый год. Это была чешская традиция, которой придерживалась семья тестя Шемякина, знаменитого композитора Ивана Войтеховича Гржимали: большая ёлка и распустившиеся гиацинты. 

Сын художника Михаил Михайлович Шемякин вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами, красивые хлопушки, украшенные цветной, на каждой хлопушке своего цвета, слюдой. Блестели гирлянды золотой и серебряной мишуры. Под ёлкой стояли и лежали подарки. В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети  я и мой старший брат,  ждали у дверей в большой соседней комнате – "зале". Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине "Гиацинты у ёлки". Ёлка – "в натуральную величину". На маленьком столике у ёлки стояла плетёная корзинка с гиацинтами в горшочках. Эта корзинка в своё время была подарена моему дедушке Ивану Войтеховичу Гржимали Львом Николаевичем Толстым»

«Блестящий» натюрморт был написан через год после смерти любимого тестя. В картине художник использует любимый им вертикальный формат холста, причём очень большого для натюрморта размера.

Главное в произведении – это состояние радости и счастья, которое охватывало детей, равно как и взрослых, в преддверии великого Рождества.

Противопоставление серебряной мишуры наряженной ёлки и яркой «живой» зелени с розовыми и сиреневыми соцветиями только что распустившихся гиацинтов делает картину нарядной, наполненной предпраздничной рождественской суетой и ожиданием чуда. 

 http://histories.artmnt.ru/collection/painting311