Женщина-герой на холсте Герасимова

Александр Михайлович Герасимов – художник-реалист советской эпохи, четырежды награждён премией Сталина, первый президент Академии художеств СССР.

Художественное образование Герасимов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1903-1915 гг., где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок и сочный колорит. Александр Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи. Среди его портретов со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии, а крупноформатные жанровые холсты становятся образцами официального стиля советской живописи. Более двух с половиной тысяч произведений Герасимова хранятся сегодня в музеях. Многое из того, что создано художником, стало классикой изобразительного искусства советского периода.

В начале Великой Отечественной войны Александр Герасимов ненадолго эвакуировался на юг страны. Летом 1942 года вернулся в Москву и начал работать над портретами героев и участников войны. Одним из них стал «Портрет героя Советского Союза Марии Щербаченко».

Герасимов Александр Михайлович. 1881-1963 гг. «Портрет Героя Советского Союза Марии Щербаченко», 1944 г. Холст, масло, 101x80.2 см. Поступление: 1950 г. от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

В мае 1944 года Мария Щербаченко, санитарка роты стрелкового полка Воронежского фронта, была приглашена в Москву для участия в антифашистском митинге. Именно тогда по заказу Центрального комитета комсомола художником и был написан её портрет. На портрете кисти А. Герасимова Щербаченко изображена с золотой звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина, которые ей только что были вручены в Кремле.

Кто бы мог подумать, что эта на первый взгляд хрупкая женщина в первые дни войны сражалась в рядах бойцов с автоматом в руках. А позднее за 10 дней вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь 112 раненым бойцам. Тех, кто был тяжело ранен, сама лично переправляла через реку до ближайшего медпункта.

Мария Щербаченко была поистине исключительной личностью! Уже в 1973 году ей была вручена медаль Международного комитета Красного Креста имени Флоренс Найтингейл за милосердие, отвагу и бесстрашие, проявленные при спасении тяжелораненых на поле боя. Данным орденом в России было награждено менее десятка медицинских сестёр.

Встречи с фронтовиками-героями, среди которых была и Маруся Щербаченко, как её звали солдаты, побудили написать Александра Герасимова в самом конце войны строки: «…Какие же, в сущности, совсем обыкновенные люди становятся героями».

Воля и мужественность, цельность и собранность и в то же время глубокое женское начало – очевидные черты облика героини. Внешнее сходство несомненно. Решительными пастозными мазками художник передаёт красивое лицо, естественную свободную позу, уделяя особое внимание «портрету» рук с длинными выразительными пальцами. Сближенный зелёно-серый колорит полотна словно передаёт суровую атмосферу войны, а боевые награды на гимнастёрке вносят в портрет героическую ноту, обостряющую несовместимость понятий «женщина» и «война».

Другие истории можно найти на новом сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств: http://histories.artmnt.ru/collection/painting355

Автор текста: Екатерина Шефер, филолог