Молчание символов

Над загадками итальянского изобразительного искусства XVI века, значением символов, использованных художниками, учёные размышляют до сих пор. Что-то известно достоверно и подтверждено, а что-то, возможно, так и останется неразгаданным…

На картине итальянского мастера Джулио Чезаре Прокаччини младенец Христос держит в руке щеглёнка. Означает ли это что-то? Ответ вы найдёте, прочитав историю произведения. А сама картина ждёт вас в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

Другие истории здесь: http://histories.artmnt.ru.

 

Джулио Чезаре Прокаччини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»

Конец XVI-начало XVII вв.

Темпера, дерево.

Поступление: 1951, из Нижнетагильского краеведческого музея.

 

 

Автор текста: Елена Васильевна Ильина – заместитель директора Нижнетагильского музея изобразительных искусств по научной работе

Сведений об итальянском художнике по имени Джулио Чезаре Прокаччини сохранилось немного, как, впрочем, и о многих мастерах Маньеризма. Он родился на Севере Италии в городе Болонье, основанном ещё этрусками, университетском центре с 1088 года, в семье скромного художника Эрколе Прокаччини Старшего. Приблизительно в 1585 году Эрколе с тремя сыновьями  Камилло, Карло Антонио и Джулио Чезаре  переехал в не менее старинный Милан, который стал родным для семьи, где сыновья становятся художниками и вносят значительный вклад в миланскую живопись позднеманъеристического стиля. Но Джулио Чезаре оказался самым талантливым членом династии Прокаччини. Он стал скульптором и живописцем, создавал произведения для городов Милан, Наварра, Орте, Брешиа. Для истории искусства Прокаччини оказался важен и тем, что он одним из первых художников «считал наброски (bozzetti) самостоятельными произведениями».

 

В конце XVI века в Италии стиль Возрождения закончил своё победоносное шествие. Пришло время, которое биограф Вазари остроумно назвал маньеризмом – от слова mannerism, manira. Грациозность, утончённость, уравновешенность, которые наблюдаются в произведении Прокаччини, стали характерными для искусства. В XVII веке критики назвали его «упадочным стилем», сравнив с вершинами и достижениями Возрождения. Несомненно, это было начало барокко. Прокаччини пишет картину во многом необычайную: внешне устойчивая композиция претенциозна, линии, несмотря на плавность, имеют характер взвинченный, изломанный, нервный, сближенная, утончённая цветовая гамма эффектна. Всё тяготеет к изощрённости: причудливые позы Мадонны, младенца Иисуса Христа и Иоанна Крестителя изысканно плавные, элегантные, со сложным поворотом (контрапост, «змеевидная линия»), едва не фантастические цвета дальнего пейзажа. Во всём сквозит отторжение классической ясности, представление о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы. Именно в это время для художников становится важно выразить «внутреннюю идею» образа, рождённого в душе художника. Искусство становилось элитарным, для избранных.

В ранних своих работах Прокаччини стремился к контрастному освещению, а затем сменил свою манеру. Его живопись и рисунок стали мягкими, колорит разнообразным, с серебристыми бликами  предвосхищение барокко и живописи Рубенса. В этом и отзвуки манеры Пармиджанино.

Трудно сказать, как картина оказалась в Нижнем Тагиле, но известно, что заводовладелец Николай Никитич Демидов был активным собирателем, жил во Флоренции и мог приобрести картину и направить её на Урал. Необычайная нарядность, внутренняя приподнятость образов отличает эту картину.

Впрочем, в последние годы появилось мнение специалистов, что эта картина могла быть написана не Джулио Чезаре Прокаччини, а другим, не менее известным художником Микеле Тозини.

Прекрасная Мадонна в красной тунике и наброшенном плаще лишь слегка придерживает привставшего на её коленах золотоволосого младенца Христа. Голова Богоматери покрыта мафорием – длинным платом, конец которого затейливо наброшен на плечи. В руке младенца птичка-щегол, символ христианской души, которого художник размещает так, будто небесная птица – брошь или крепёж на конце мафория, в этом также проявился маньеризм. Кудрявый младенец Иоанн Креститель придерживает обеими руками тонкий крест – символ будущих страданий Христа. Но в картине всё так приподнято красиво, что пока ещё нет веры этим будущим страшным событиям. Взгляды изображённых не пересекаются, лишь Креститель направил свой взор на Христа. За спиной изысканно расположившейся группы чарующий своей необычностью и простором пейзаж, почти фантастический по цвету, решённый в тонких сиренево-розовых тонах. Изысканно тонкий, он словно растворяется в нежнейшей красочной гамме и воздухе. Перспектива – чудесная перспектива  ещё владеет умами художников!

http://www.histories.artmnt.ru/collection/painting249