Истории женщин: «Женский портрет» Владимира Лукича Боровиковского

Владимир Лукич Боровиковский. 1757-1825.

Женский портрет. Вторая половина 1790-х гг.

Холст, масло.

Поступление: 1945, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР.

Автор текста: Марина Агеева – директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Владимир Лукич Боровиковский, можно сказать, потомственный художник-самоучка. Он родился в Миргороде в 1757 году в семье казака Луки Боровика, который вместе с тремя сыновьями – Василием, Иваном и Владимиром – занимался иконописью. Став самостоятельным, Владимир отошёл от строгих канонов иконописи и начал писать церковную живопись в духе «украинского барокко», отличающегося прихотливостью. Так бы и остался художник местной знаменитостью, если бы не случайность. В 1787 Владимир Лукич исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. Картины обратили на себя особенное внимание императрицы  на обоих была изображена сама Екатерина II. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и посоветовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств. Спустя год Боровиковский решился на переезд в Санкт-Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту – ему в ту пору уже исполнился 31 год. С 1792-го он брал уроки у австрийского живописца И. Б. Лампи, работавшего при дворе Екатерины II, затем у Д. Г. Левицкого. После создания ряда портретов, библейских и исторических композиций в 1795 году В. Л. Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году  советника Академии художеств. Художник известен, прежде всего, как мастер портрета.

Со второй половины 1790-х годов В. Л. Боровиковский разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми естественными чувствами. В искусствоведческой литературе такие портреты называют «камерными». В них используется поясное, погрудное или оплечное изображение фигуры. В картине В. Л. Боровиковский использует нейтральный тёмно-коричневый фон, высветляя его для создания пространства, подчёркивания объёма. Художник явно испытывает симпатию к модели, что проявилось во внимании к её миру домашней жизни. Несомненно, это влияние сентиментализма – одного из модных стилевых направлений конца XVIII  начала XIX века.

Образ немолодой уже женщины лишён всякого оттенка жеманства и кокетливости, свойственной живописи времени Боровиковского. Кружевной чепец с бантом, из-под которого выглядывают завитки мелких локонов, чёрное платье с высоким воротником и красная шаль, прикрывающая плечи и руки, рисует образ неизвестной сегодня дворянки или помещицы. Выразительный взгляд миндалевидных глаз привлекает внимание, как и общее спокойствие её лица, довольство своим положением, домом, семьёй и окружающим миром.

В конце 1950-х годов, после экспонирования на выставке в Тюмени, портрет направлен на реставрацию в Москву. Тогда и появилась одна из музейных легенд о том, что будто бы при исследовании произведения в рентгеновских лучах дама была изображена в бальном платье с глубоким декольте, с высокой причёской. Если это так, то, вероятно, позднее по желанию заказчиков портрет был переписан и дама была «переодета» в более строгий наряд.

Примечание.

Уже первые результаты технико-технологической экспертизы произведений в Нижнетагильском музее изобразительных искусств стали неожиданным открытием, если не сенсацией!

Удивительный факт открылся о «Женском портрете» Владимира Лукича Боровиковского первой четверти XIX века (но, скорее, это вторая половина 1790-х гг.). Это произведение хорошо известно всем посетителям музея: его можно увидеть в зале Русского искусства.

Долгое время жила в музее легенда о том, что платье дамы должно быть иным. Но конкретных доказательств не было. И вот в феврале в музее работала выездная лаборатория по проведению технико-технологической экспертизы. На снимках хорошо видно, что дама с полотна Боровиковского изначально была в декольтированном платье! И хоть чепец и сильно проступает (белила), но есть намёк, что и причёска была иной! Все остальные выводы будут сделаны позднее.

Благодарим за проделанную работу Тамару Александровну Галееву – искусствоведа, заведующую кафедрой истории искусств «Факультета искусствоведения и культурологии» Уральского федерального университета, Дениса Ильичёва – младшего научного сотрудника лаборатории художественных практик и музейных технологий, участника атрибуционной и экспертной деятельности, а также студентов, обучающихся на факультете.

Другие истории можно найти на новом сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств http://histories.artmnt.ru/collection/painting4





Список Авторов


Адам Диана
Кандидат педагогических наук, магистр экономики, доцент кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом УрГЭУ (г. Екатеринбург), медиаэксперт Уральского центра инновационных образовательных технологий, учитель экономики МБОУ СОШ№10 и МБОУ гимназии
Александр Белоусов
Политолог
Александр Германович
Собиратель городских звуков, участник сообщества «Красивый Тагил»
Александр Пирогов
Политтехнолог, руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнеры»
Александр Сергеев
Публицист, студент магистратуры СПбДА
Александр Субботин
Разносчик культуры, участник перформанс-труппы «Звучащее тело», завсегдатай арт-пространства «Яйцо»
Александр Якшевич
Преподаватель английского языка, ассистент профессора в Университете Хопкинса в Вашингтоне.
Алексей Слободской
Бывший журналист и немножко писатель, маркетолог.
Альбина Хитрина
Стилист-дизайнер, основатель творческого пространства, блогер
Альшевских Андрей
Депутат Государственной Думы РФ
Амиров Валерий
Доцент факультета журналистики УрФУ, кандидат филологических наук
Анастасия Бусыгина
Поклонник искусства, синемафил
Анастасия Фабриченко
Тагильчанка, сотрудница французского банка в Дубае
Анатолий Котков
Председатель Совета ветеранов посёлка Уралец, депутат Государственной Думы России второго созыва
Анатолий Пивоваров
Урбанист, дизайнер
Анатолий Чиквин
Независимый эксперт по ЖКХ
Андрей Батурин
куратор Центра Прикладной Урбанистики
Андрей Волегов
Член Общественной палаты Свердловской области, председатель Правления Региональной Общественной Организации Свердловской области "ЭКОПРАВО"
Андрей Щукин
Общественник
Аникин Александр
Общественный деятель, блогер
Анна Красавина
Культурный обозреватель
Анна Мамонтова
Директор студии кулинарных мастер-классов
Антон Селиверстов
Журналист, писатель, инженер
Артур Тирский
Руфер-фотограф из Екатеринбурга
Благотворительный Фонд «Живи, малыш»
Блог Редакции
«Между Строк» - Это много политики, критики, новости с негативным оттенком и слухи», - слышим мы о себе со всех сторон.
Бычков Егор
Директор Агентства новостей «Между строк»
Васюнов Максим
Тагильчанин, тележурналист, сейчас живет и работает в Москве
Вахонина Наталья
Главный редактор Агентства новостей "Между строк"
Владимир Перетягин
Президент некоммерческого партнёрства «Союз болельщиков Урала»
Волков Павел
Фотограф, тагильчанин, сейчас живёт в Москве
Воронин Владислав
Доцент НТИ УрФУ
Гаев Владимир
Депутат Нижнетагильской городской Думы (ЛДПР)
Гвоздева Ольга
Старший тренер сборной команды Свердловской области по гребному слалому, Мастер спорта России, Заслуженный тренер России
Горьков Дмитрий
Бизнес-консультант
Дмитрий Кужильный
Автор проекта «Город-ЛабириНТ»
Евгений Ковтунов
Основатель мотоцентра «Техника движения», основатель нижнетагильского байк-клуба «Скифы»
Евгений Ющук
Профессор кафедры мировой экономики УрГЭУ, кандидат экономических наук, главный редактор сетевого издания "Интермонитор"
Евгения Новокшонова
Художник, инвалид-колясочник с неограниченными возможностями
Евгения Швыркалова
Читатель, зритель, слушатель
Екатерина Баранова
Журналист, редактор раздела «Авторские колонки»
Екатерина Савина
Директор «Центра юридических консультаций»
Екатерина Третьякова
Замдиректора ГК «Гора Белая», мама
Елена Ионова
Художница, поэтесса, куратор арт-пространства «Яйцо»
Елена Риш
Фотограф в вечном поиске вдохновения
Жалнин Ярослав
Актёр, тагильчанин
Игорь Устинов
Адвокат
Илья Тагильчанин
Блогер, общественник
Ионин Дмитрий
Депутат регионального Заксобрания
Ирина Каренина
Поэт
Исупова Оксана
журналист
Казакова Алёна
бывший главбух. «Записки счастливой домохозяйки»
Казаринов Алексей
Депутат Нижнетагильской городской думы
Камила Мориак
куратор поэтических вечеров
Киноблог «Светский экран»
Киселев Константин
Депутат Екатеринбургской городской Думы
Ксения Баданина
Старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств
Ксения Ларина
Художник, куратор галереи Art-meeting
Кураев Андрей
Диакон, профессор Московской духовной академии
Лариса Калашникова
Психолог Городского дворца молодёжи
Людмила Желтова
Тагильчанка из Санкт-Петербурга
Малык Александра
Фотограф
Мария Файзуллина
Журналист, психолог
Марк Грачиков
Заместитель главного редактора Агентства новостей «Между строк»
Мохов Михаил
Руководитель общественного движения "Нижнетагильский городской родительский комитет"
Надежда Левагина
Многодетная мама
Назарова Мария
инженер по профессии, свободный художник по призванию
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Учреждение культуры
Николай Карлин
директор агентства недвижимости
Оксана Широких
Начинающая писательница. Блог о нестандартном материнстве
Олика Глен
Путешественница
Ольга Емельяненко
Cоздатель студии семейного творчества, ведущая детских занятий, журналист
Ольга Объедкова
Автор и актриса команды КВН "Урал"
Ольга Семеновых
Реставратор Нижнетагильского музея изобразительных искусств, руководитель студии при музее
Павел Булатов
Журналист
Партин Сергей
бизнесмен, директор кондитерской «Маруся»
Перов Дмитрий
автор и исполнитель песен
Ройзман Евгений
Основатель Фонда «Город без наркотиков», глава г. Екатеринбург
Рыбаков Василий
Общественный деятель, блогер
Сивков Игорь
Бывший водитель автобуса. Записки тагильчанина из Таиланда
Степан Паньшин
Слуга и деятель культуры
Тагил говорит
Татьяна Попова
Сомелье, ведущая эногастрономических ужинов, винный путешественник, бывший маркетолог и ресторатор
Татьяна Харькова
Культурный агент Афиши НТ, созерцающий, ищущий и учащийся
Юлия Кирилюк
Художница