Блюдо Репина «Персиянка»: второго такого в России не найти

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. Посещал школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И. М. Бунакова, исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений. Поступив в 19 лет в Петербургскую академию художеств, он одновременно занимался в рисовальной школе Общества поощрения художников. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Находясь в качестве выпускника Академии художеств в Париже, с конца 1875 года Илья Репин стал посещать керамическую мастерскую художника Е. А. Егорова. В 1870-х годах в Париже образовалась большая колония русских художников в основном из воспитанников Академии художеств. В письме к В. В.Стасову Репин писал о своём новом увлечении: 

«Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне; керамический способ скор и лёгок, как фреска, и потому он не будет дорого стоить; да притом же это будут оригиналы, а не копии…»

Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую, или Общество пишущих на лаве, куда входил и Илья Репин, увлёкшийся тогда живописью на керамике. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».

О работе керамической мастерской в 1876 году И. Е. Репин писал из Парижа: «Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват...» Несмотря на множество расписанных художником изделий, сегодня известно всего о двух сохранившихся в России керамических блюдах Репина. Одно («Крестьянин в шапке-треухе») хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, второе – в Нижнем Тагиле. В 1870-х годах Илья Репин задумал картину «Садко», в которой прообразом красавицы Чернавы стала Зоя Ге, племянница художника Н. Н. Ге. Созданный к картине этюд персиянки в шлеме был перенесён на блюдо.

Как блюдо попало из Франции в Россию – неизвестно, но в 1946 году оно было приобретено музеем в Нижнем Тагиле у частного лица – врача литовца Иосифа Ивановича Пермина (Перминаса). Увлечённый искусством И. И. Пермин приобрёл блюдо И. Е. Репина «Персиянка в шлеме» на Сенном рынке после революции, выменяв его на продукты. Хранимое около 20 лет в семье блюдо было высоко оценено известным художником и искусствоведом И. Э. Грабарем, знакомым семьи, который и подтвердил принадлежность блюда кисти И. Репина.

В центре блюда на бордовом фоне, украшенном чёрным геометрическим орнаментом, в трёхчетвертном повороте дано погрудное изображение статной красавицы восточного типа в золотом воинском шлеме и восточном костюме чёрного цвета с жёлтым орнаментом. Золотистый головной убор восточной красавицы, одетой в платье с причудливым орнаментом, напоминает шлем луковичной формы, прихваченный тонкими лентами. Гордый разворот головы и твёрдый взгляд выдают истовую веру и решимость к борьбе. Неслучайно автор выбирает драматичный колорит – бордовый цвет, чёрный и золото, – придающий образу внутреннюю готовность к жертвенности. Неслучайно в широкое белое поле борта в лёгкий причудливый цветной узор арабесок включена фраза арабской вязью из Корана того времени, когда не было точек в языке. Это затрудняет перевод, предположительно, это мусульманская шахада (свидетельство) истинности ислама, ритуальное проговаривание: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухамед его пророк». Блюдо подписное: Репин ставит свою подпись, год – 1876 и слово Paris, подтверждая, что работа создана во Франции.  

Автор текста: Ксения Чиркова, искусствовед.

Другие истории можно найти на сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств.