«Только музыка никогда не предаст». Диджеи Нижнего Тагила — об андеграунде, коммерции и правильных битах для танцев до утра

 

 

Из-за режима самоизоляции ночная жизнь Нижнего Тагила остановилась на неопределённый срок. Уже четвёртый месяц в городе не проводятся шумные вечеринки с громкой музыкой, долгими танцами и весёлыми разговорами. Мы очень скучаем по этому времени и решили пообщаться с тагильскими диджеями о той поре, когда они зажигали танцполы в местных барах и дарили людям хорошее настроение. «Афиша МС» подготовила пять монологов о развитии тагильского диджеинга, о главных качествах хорошего диск-жокея и о том, как живёт в городе музыкальный андеграунд.   

 

 

 

 

 

Антон Нургалеев (Anton Mayday)

Играет progressive house, tech house 

Когда я играл первый раз в клубе, то был уверен в себе, ведь со мной была хорошая музыка

В 90-х мы «резали» музыку с эксклюзивных дисков, которые доставали через знакомого продавца музыкального магазина, а вечеринки проводили в основном дома. Это было круто, конечно, и нам всё нравилось, но все мы хотели попасть в классную тусовку диджеев Black Sun. И однажды Dannys из Black Sun позвал меня поиграть в клубе, это было нереальным чудом! Толпа на 500 человек! Но всё прошло на ура, я был уверен в себе и своей музыке. После этого стал бывать на всех вечеринках этой команды и до сих пор благодарю Dannys за свершившуюся мечту!  

Один из главных секретов успеха любого мероприятия — это чётко построенный лайнап

На мой взгляд, сегодня диджей — это тот, кто делает самую грамотную селекцию из всего того многообразия музыки, что есть в интернете. Он должен уметь работать с публикой, быть готовым менять свою музыку под ситуацию, подстраиваясь под то настроение, которое хочет толпа, но при этом оставаясь собой.

Сейчас я знаком практически со всеми диск-жокеями города и знаю, кто и что может сыграть в конкретный час времени. В самом начале вечеринки, когда все только собираются, я ставлю тех диджеев, которые сыграют красивые мелодии, лайтовые ритмы, то есть что-то атмосферное. В полночь нужно подключать тех, кто включит «качёвую» музыку, под которую все начинают двигаться и танцевать. А вот уже после двух наступает прайм-тайм — время хитов или крутых новинок, в эти часы диджеи как правило «разрывают» танцпол.

С каждым годом возможность стать диджеем становится всё доступнее

Сейчас диджеем можно стать буквально по щелчку пальцев. Аппаратура недорогая, треки в отрытом доступе в интернете. Главное — желание. Но есть и свои минусы: из-за развития интернета люди стали реже посещать выступления мировых артистов. Когда-то мы слушали кассеты или диски с одним миксом, затирая их до дыр, и было очень важно ходить на живые выступления. Люди стояли в очередях и были готовы потратить любые деньги, лишь бы послушать что-то новое и эксклюзивное. А сегодня не так: все треки теперь можно спокойно скачать ещё до официальных релизов. И многие, кто послушал заранее, сто раз подумают, идти в клуб или нет.

 

Сергей Доронин

Играет pop, progressive house, deep house 

Со мной всю жизнь жила музыка — это мой образ жизни

Всё началось в 90-х, тогда тема диджеинга была очень модной. Мне стало интересно, почему, когда диджей играет музыку, она не останавливается и почему все треки попадают в одну скорость. Тогда я и загорелся. В 2000 году стал играть на тагильских площадках, в то время играть музыку было, конечно, трудно, главная проблема — как достать материал для сетов. Диски и пластинки искали где придётся: находили в магазинах Екатеринбурга или выкупали у приезжих диджеев. В общем, доставали музыку по разным закоулкам. Сейчас такого нет, всё стало гораздо проще и легче.

Диджей — это коллекционер, который делится музыкой с людьми

Диджей как коллекционер. Скажем так, он собирает музыкальную библиотеку разных композиторов и музыкантов, а затем отбирает треки в свою коллекцию и делится находкой с публикой. У меня есть свой проект Stereo love — в нём я как раз делюсь своими мыслями и музыкальным видением. А на танцполе я как аккумулятор — заряжаю и разряжаю людей. Говорят, что я коммерческий диджей, мне важно зарабатывать на своём деле. Но и в коммерции всегда играю то, что нравится мне, — музыку, которая даёт мне возможность раскрепоститься и задаёт хорошее настроение.

Тагильскую публику знаю отлично, играю уже 20 лет, могу определить по одежде, на какую музыку сегодня готов слушатель. Да и в каждом баре своя публика. В Nebar публика хочет расслабиться, не забивать себе голову, поэтому там играю только популярную музыку и золотые хиты. В «Горе» же публика более интеллектуальная, для неё приходится обдумывать треки, но для меня это не проблема, обычно играю то, что самому хочется.

Я учу молодое поколение диджеингу

В 2018 году я придумал проект «Школа диджеев». В школе учу молодых ребят диджеингу, объясняю, как всё устроено. Конечно, преподавать сложно. Кто-то понимает всё с первого раза, а есть и те, кому всё даётся тяжеловато. Но я горжусь любыми успехами моих учеников, результаты есть, и они хорошие.  

Хотелось бы, конечно, это расширить и открыть филиалы школы по всей стране, чтобы привлечь как можно больше людей в этот музыкальный мир.

 

Алексей Нарицын (Aleksey Naritsyn)

Играет progressive house, deep house, minimal house 

В 90-е андеграунд называли кислотой 

Мне всегда нравилась андеграудная музыка. Помню, друг принёс кассету группы Brooklyn Bounce, мне сразу понравилось их звучание — оно было новое, раньше я такого не слышал. Потихоньку моё увлечение переросло в нечто большее, и в конце 90-х я стал играть как диджей. Помню, что это было непросто, всё сводили на обычных CD-проигрывателях, да и лицензионные диски стоили дорого, поэтому частенько обменивались ими между собой. В 90-х в Тагиле андеграунд был совсем непопулярен. Всё, что не коммерческое, называли «кислотой», а саму музыку не понимали. Примерно к 2005 году стало лучше, люди начали приходить не просто потанцевать, а послушать музыку. 

Моё правило — танцпол должен быть всегда в движении

Вообще, когда я прихожу в бар, всегда заранее наблюдаю за публикой, чувствую их настроение, а затем играю то, что они хотят сегодня услышать. Бывает, что атмосфера грустная. Тогда я включаю диско-хаус, мелодии 70–80-х в современной обработке. Вот когда включишь 5-6 треков, народ сразу просыпается, у людей поднимается настроение. Для меня важно, чтобы всегда были танцы и веселье. Когда я на танцполе, то музыка для меня как звукотерапия, играю, даже когда болею или просто с плохим настроением. У меня есть свой девиз: «Только музыка никогда не предаст».

С опытом ты понимаешь, какая музыка нравится публике. В идеале трек должен быть 122 удара в минуту, а ритм такой, чтобы тело могло сразу начать подтанцовывать. Ну и конечно, глубокий бас: людям нравится, когда вибрирует тело, такие треки мы называем «качёвыми».

Любая музыка должна быть качественной и «чистой» по звучанию

Я пробую и сам писать музыку. Мне нравится искать новые звуки, экспериментировать — это вдохновляет. Пишу в основном дип-хаус. Творчество, правда, пока стараюсь не афишировать публике, хочу достичь идеального и качественного звука. На самом деле, написание музыки — технически сложный процесс. Хочу освоить мастеринг — обработку треков до чёткого и качественного звука. Мастерингом и сведением обычно занимаются звукорежиссёры, музыкантам и диджеям это сложно изучить, нужно хорошо разбираться в звуке и иметь хотя бы базовые знания нотной грамоты.

 

Сергей Копосов (Sergey Koposov)

Играет minimal, tech house, deep house

Мне нравится глубокая и интеллектуальная музыка

Началось всё с того, что я увидел в клубе, как диджей играет на виниле, — мне понравилось необычное звучание, оно было совершенно другим и отличалось от всего того, что играло на тот момент в клубах. И я стал искать именно эту музыку. В 2004 году купил свою первую вертушку и начал собирать пластинки. С появлением интернета стало гораздо легче, увидел много разных стилей, открыл для себя много новой и интересной музыки. Тогда я и понял, что глубокая и минималистичная, местами мрачная музыка мне нравится больше всего.

К нам приходят ради музыки

В 2015 году мой приятель Андрей Багишев предложил создать альтернативу тому музыкальному движению, которое было в Тагиле. Так и зародилась команда SETE. У нас была своя студия, где мы играли сначала для себя, а потом уже для близких друзей. Эта студия была для нас домом. К нам приезжали артисты из Москвы, Питера, Молдовы, Румынии и даже Берлина. Это была потрясающая атмосфера. Потом уже мы создали более открытое пространство для всех и назвали его «Робот».

В «Робот» приходят те, кто любит музыку и умеет хорошо отдыхать без алкоголя и наркотиков. Это люди думающие, творческие, которые читают интеллектуальную литературу и смотрят авторское кино.

Играем мы предпочтительно в формате vinyl only, от классического хауса до техно-звучания. Нельзя сказать, что все диджеи играют абсолютно одинаковую музыку, каждый играет своё. У каждого своё фирменное звучание, свой стиль.

Андеграунд — это правда

Правда должна быть во всём, и в музыке в том числе. В андеграунде публику не обманешь, она чувствует, если диджей играет не то, что ему нравится, она более чуткая, искушённая. Через музыку мы передаём то, что у нас внутри, свои эмоции и чувства — рассказываем личную историю на танцполе. У андеграунда свои жанры, законы и своя идеология. В этом сообществе нет стремления быть самым лучшим среди других — скорее, человек играет ради атмосферы, тусовка ради тусовки, скажем так.

 

Александр Зябликов (Randat)

Играет funk, soul, hip-hop, trap, rap, house, electro

Моя коллекция пластинок началась с советского соула, фанка, джаза, а продолжилась родовым хип-хопом

В 2006–2007 годах я занимался оцифровкой аналогового материала, в том числе переводил в «цифру» виниловые пластинки. Со временем мне стал интересен виниловый звук, начал собирать коллекцию из фанка, соула, джаза, хип-хопа, а потом уже решил попробовать сам резать семплы и делать музыку. В 2008-м переехал в Питер, там и начал играть как диджей, выступал на баттлах и хип-хоп-тусовках — культура хип-хопа мне всегда нравилась. А в 2015 году захотел вернуться на Урал и с тех пор стараюсь развивать это музыкальное движение на нашей малой уральской родине.   

Хип-хоп — это отдельная культура. Глубокая и философская

В 2001 году увлёкся брейк-дансом и попал в хип-хоп-сообщество нашего города, брейкинг до сих пор танцую и преподаю. Для меня танцы и диджеинг — идеальный союз. В Тагиле это движение начало развиваться примерно с 2000-х годов. У нас небольшое сообщество, очень свободное и творческое: танцуем, рисуем граффити, занимаемся диджеингом и читаем рэп. Мне нравится уральская хип-хоп-тусовка, мы получаем постоянный энергетический заряд и позитив. В 2007 году вообще было очень насыщенно: проходили open air, баттлы и просто разные тусовки в Тагиле и других городах. Конечно, сейчас это уже не так активно развивается, многие разъехались, к сожалению, но мы всё равно продолжаем жить любимым делом. Эта культура внутри меня, она даёт мне духовное удовлетворение.

В каждом жанре есть хорошая музыка, и задача диджея — увидеть самые крутые треки и умело подать их публике

Хороший диджей должен знать истоки музыки и разбираться в её стилях. История даёт информацию, которая помогает разнообразить музыкальный вкус. Мне нравится смешивать новую музыку со звучанием старого поколения. Могу, например, с современным рэпом смешать что-то из 60-х и 70-х, могу и классический рок поиграть. Вертушка для меня как музыкальный инструмент. Я не просто играю, но и вручную делаю разные крутые эффекты: останавливаю, замедляю скорость или наоборот — это называется скретчинг.

На танцполе музыка должна приносить только хорошее настроение, счастье и энергию. Больше всего мне нравится играть на выставках и спортивных соревнованиях, там, где много творческих и позитивных людей. Думаю, это и есть моя публика — она понимает меня и мою музыку.