Как перейти на светлую сторону Силы

На уровне проблемы – проблема не решается,

На уровне проблемы – проблема лишь внушается…

Владимир Леви  

Я работаю методистом и психологом в отделе профилактики городского Дворца молодёжи. Логично, что моей главной профессиональной задачей является профилактика. В житейских разговорах на вопрос «профилактика чего?» я отвечаю «всего плохого». Не очень серьёзно звучит, но суть примерно такая. Агрессий, правонарушений, опасного для жизни поведения, различных социально значимых заболеваний (как будто бывают другие?) и, разумеется, деструктивных зависимостей. Если обобщить, то это предупреждение разнообразных проявлений склонности к разрушению и саморазрушению. Всего, что на другом полюсе жизни, здоровья, развития, созидания и сотрудничества. В общем, мои коллеги и я – на светлой стороне Силы.

На данном этапе своей жизни я точно знаю, что живу не для того, чтобы «проводить мероприятия», в пользу которых сама не верю. Обманывать себя и других означает разрушать свою душу. Поэтому работа в сфере профилактики, например, употребления психоактивных веществ, начинается с осознания реального положения дел. Того, что происходит во внешнем мире, и наших ресурсов. Посмотрим на ситуацию без иллюзий. Увидим огромный рынок предложений – как легальный, так и нелегальный. Не будем пытаться анализировать причины, по которым он существует, это вне сферы компетенции психолога. Вспомним экономическую ситуацию в стране и мире, уровень культуры населения, состояние семейных отношений и многое, многое другое, что окружает конкретного человека, которому надо сделать выбор – разрушать себя или нет. Какое такое «мероприятие» нужно провести, чтобы стрелка его выбора качнулась в сторону жизни?

Почему мы, психологи, педагоги, продолжаем трудиться на этом поприще? Думаю, потому, что имеем позитивный опыт, позволяющий сохранять оптимизм, несмотря ни на что. Есть у нас и оружие – слово. Дело в том, что даже такая набившая оскомину тема, как профилактика зависимостей от психоактивных веществ, – это повод для разговора с людьми на человеческом языке о том, что их действительно волнует и что для них важно. А ещё у нас есть мы сами – такие, какие есть, и это лучший инструмент понимания других людей и влияния на них.

Чтобы понять, что делать с молодёжью, нужно посмотреть на самого себя. Есть ли у нас зависимости? Например, какие зависимости у психолога Ларисы Калашниковой? Кофе, неполезная еда, шоппинг… Время от времени мне хочется избавиться от пары-тройки лишних килограммов и я начинаю новую жизнь. Без мучного и сладкого, на ночь только кефир и так далее. При этом моя мама вкусно готовит, холодильник всегда полон всяких вредностей, а вечером после работы меня подкарауливают блинчики с картошкой. А ещё, допустим, я устала или расстроена. Что такое должно во мне проснуться, включиться, чтобы всем соблазнам я могла сказать «Спасибо, нет!»?

Техники отказа – это традиционное упражнение на наших интерактивных занятиях. Но как ЗАХОТЕТЬ сказать «нет»? Внешний контроль и санкции, как любое давление, вызывают сопротивление, попытки обмануть себя и других – потерю ответственности за собственный выбор.

Часто путь к освобождению от зависимости начинается с чьих-то отрезвляющих слов, или колкого замечания, или острой жизненной ситуации. Но этого недостаточно. Начать новую жизнь ради кого-то или из-за кого-то можно, но удержаться в ней трудно. Потому что всё, что находится вне нас самих, – временно и ненадежно. Только глубокая, истинная любовь к себе может нас удерживать.

Словосочетание «любовь к себе» так часто употребляется и так по-разному понимается, что стоит пояснить, какое значение я в него вкладываю. Это вовсе не эгоцентрическое самолюбование. Это понимание своей природы и ценности для мира, то, что Владимир Леви назвал «выстроенностью по духовной оси». А далее принятие своей индивидуальности, способностей и ограничений, тела, эмоций, в том числе не самых социально комфортных. Определение целей и перспективы развития, побуждение себя к действиям. Это система внутренней поддержки, которая закладывается в детстве – при благоприятном его варианте. А в большинстве случаев та, что мы, взрослея, выстраиваем сами для себя.

У меня было много бесед с подростками по поводу употребления психоактивных веществ. Когда-то я их начинала с вопроса: «Помните психолога из мультика "Южный парк"? Что он говорил детям про наркотики?» И почти все сразу со смехом отвечали: «Наркотики – это плохо!» Суть профилактики не в том, чтобы рассказать, что это плохо. Все и так это знают. Вспоминаем законы этого мира – то, на что направлено наше внимание, растёт. Говорим «наркотики» – кормим тему наркотиков. Помните: нельзя не думать о Белой Обезьяне. Это становится возможным, только если мы думаем о Фиолетовом Слоне.

Я убеждена в том, что профилактика деструктивных тенденций начинается с помощи педагогов в осознании растущими людьми ценности самих себя в этом мире и для мира. Одна из самых важных для меня мыслей Льва Толстого: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт!»

На молодёжном форуме «Здоровый мир» во Дворце молодёжи обсуждается дилемма «свобода или зависимость», и в диалоге всплывает вопрос: ДЛЯ ЧЕГО нужна свобода? Ведь «если есть для чего, можно выдержать любое как». Не только противостоять первому соблазну, но и перенести трудности отказа от уже сформировавшейся зависимости. И молодые люди, сидящие в зале, говорят, волнуясь: для творчества, для того, чтобы проявить свои таланты, раскрыть потенциал.

Если уж вспомнить Фиолетового Слона, то всё более поддерживаемой молодёжью альтернативой деструкциям является пресловутый ЗОЖ. Но и в этом вопросе осознанности часто не хватает. Не случайно в словосочетании используются слова «образ жизни». Это не просто зарядка по утрам, правильное питание и отказ от вредных привычек. Это мировоззрение здорового человека, включающее в себя множество составляющих, в том числе осознание своего единства с миром и другими людьми. О концепции проекта «Здоровый мир» и нашем понимании здоровья я обязательно ещё расскажу.

Что в силах специалистов? Прежде всего, они должны служить образцами творческих и здоровых людей. Создавать ситуации, в которых подростки и молодёжь в интересной, увлекательной форме смогут получить опыт осознания самих себя. Помочь им увидеть, каким образом оказывается вредоносное влияние извне – сверстниками, взрослыми, СМИ. Научить способам противостояния этому влиянию. Вдохновить их на раскрытие талантов – в любом возрасте, несмотря на любой предшествующий опыт. Организовать пространство развития, самореализации, содержательного общения и здорового досуга. Править выше, ведь жизнь сносит. Надо руль высоко держать, чтобы доплыть.