Нам нужен герой. Три знаковых персонажа российского кинематографа

Драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» выдвинута на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» от России. Для режиссёра это вторая попытка получить награду, которой в истории Российской Федерации была удостоена лишь лента «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова. Но так ли любимы нами – российскими зрителями – эти картины, оценённые на самом высоком кинематографическом уровне? Да, «Нелюбовь» вызвала отклик и получила в основном положительные отзывы. Но всё же какие отечественные фильмы, снятые за последние десятилетия, понравились нам больше всего?

В рейтинге лучших фильмов популярного отечественного сайта, посвящённого кино, наиболее высокое 11-е место среди советских картин на данный момент занимает «Иван Васильевич меняет профессию». Позиция самого популярного фильма современной России не столь впечатляет – 125-я строчка. Лишь четыре игровые российские картины получили от пользователей сайта среднюю оценку выше 8 баллов. Это «Брат» (1997), «Брат 2» (2000) Алексея Балабанова, «Легенда № 17» (2012) Николая Лебедева и «Дурак» (2014) Юрия Быкова – вот фильмы, снятые за недолгую историю Российской Федерации, которые понравились нам больше всего. При этом по количеству поставленных оценок первые три заметно опережают последний.

В чём же связь между Данилой Багровым, Валерием Харламовым и сантехником Никитиным? Все они воспринимаются как герои, по-настоящему болеющие за свою страну, окружающих людей, особенно близких. Каждый из них деятелен и активен. Только вот киношный легендарный хоккеист Валерий Харламов и ветеран Чеченской войны Данила Багров – герои-мифы, некие сказочные персонажи, которые неустанно побеждают зло и выходят победителями из любой жизненной передряги.

Именно с этой точки зрения и восприняли «Легенду № 17» большинство российских критиков. Они писали о специфическом соединении в фильме реальных событий из жизни Валерия Харламова и создании «мифологического жития» советского хоккеиста (Антон Долин), о запросе общества на «своего героя» и «историю про жизнь, где всё по справедливости» (Елена Стишова). Авторы картины создали особый мир, в котором событие, произошедшее 2 сентября 1972 года, когда хоккейная сборная СССР выиграла у непобедимых канадцев в НХЛ с разгромным счётом 7:3, становится торжеством справедливости, добра и правды. А главным носителем этих идеалов является Валерий Харламов – человек, который вывел свою команду вперёд и, несмотря на травмы, аварии, жизненные перипетии, козни советских чиновников, не сдался и сохранил человеческое достоинство.

Культом справедливости и правды, в которой сила, наполнены фильмы «Брат» и «Брат 2». Вершит эту правду простой русский парень, прошедший Чеченскую войну. С невозмутимым лицом, простой и открытой улыбкой он легко и жестоко расправляется сначала с питерской мафией, а затем с московской и чикагской. При этом Данила Багров не забывает поддерживать и прощать людей, к которым испытывает хотя бы маленькую симпатию. Он забывает предательство своего брата Виктора, продолжает помогать брату боевого товарища, даже поняв, что первый этой помощи недостоин.

 Интересна оценка персонажа, придуманного Алексеем Балабановым и сыгранного Сергеем Бодровым, которую дал архиерей РПЦ епископ Тихон (Шевкунов) в программе «На ночь глядя»: «Герой – человек традиционной христианской культуры и традиционных христианских ценностей… Отголоски христианской эпохи в виде его стремления к правде, справедливости очень дорогого стоят».

И пусть эта правда окружена, по словам Юрия Шевчука, чем-то «чудовищным, ужасным, отвратительно националистическим», и сегодня мы находим в Даниле Багрове нечто близкое, понятное и обнадёживающее.

Фильм «Дурак» был также высоко оценен публикой, но посмотрели его намного меньше людей. Сантехник Никитин – простой и честный человек, он заботится о своей семье, получает образование строителя и вообще старается жить «по совести», за что и назван в фильме  «дураком». Во время одного из ночных вызовов он понимает, что здание общежития, в котором живёт 800 человек, вот-вот рухнет. И честный Никитин идёт против системы провинциального, насквозь коррумпированного города. Ситуация, обрисованная в фильме, который, кстати, посвящён Алексею Балабанову, вполне реалистична и совсем не вселяет надежду. Если Никитин и выходит из неё победителем, то лишь в нравственном смысле, о чём красноречиво и горько говорит постер к картине.

Получается, что больше всего в российском кино мы хотим видеть героя. И совсем не голливудского супермена, а простого, понятного и похожего на нас человека, который смог побороть обстоятельства, противостоять злу и отстоять добро, правду и справедливость в окружающем мире и себе самом.