Фильм «Довлатов». Принцип романтической недосказанности
На Берлинском кинофестивале состоялась мировая премьера картины Алексея Германа-младшего «Довлатов». В Россию лента «Довлатов» вернулась с призом жюри читателей газеты Berliner Morgenpost. Буквально через несколько дней после мировой премьеры, 1 марта, фильм вышел в российский прокат. Но чтобы насладиться показом, у зрителей всего четыре дня — серьёзная претензия к продюсерам.
До начала просмотра к первому художественному фильму про Сергея Довлатова я относилась с ревностью и некоторым предубеждением. Есть с чем сравнить, свежи многие факты и мнения, а также близкое знакомство с прозой, ведь биография писателя — в покрое его языка. Действительно, глядя на экранного героя, можно подумать, что Довлатов — меланхоличный слабак. Поэтому я настоятельно рекомендую не отождествлять истинную фигуру писателя с искусственным образом: предложенный персонаж скорее тень, чем подобие Сергея Донатовича.
В сюжете охвачен короткий отрезок из жизни прозаика. Несколько дней начала ноября 1971 года, канун годовщины Октябрьской революции. Взятый период свидетельствует о времени, когда талантливых творцов уводили от духа индивидуализма к стадному натиску масс. Довлатов был разочарован и сломлен собственной неуспешностью. В круговороте комичных и пронзительных ситуаций, но чаще печальных, как само творчество писателя, раскрывается характер тонкого, ироничного и сентиментального героя, который ищет творческий путь, чтобы позже превратиться в одного из самых читаемых авторов в России.
Выбор сербского артиста Милана Марича на главную роль — самое безукоризненное решение для фильма. Удивительное портретное сходство с писателем: высокий стан, обаяние и харизма. Помимо этого, актёр малоизвестен широкому зрителю, поэтому им невозможно пресытиться.
В ленте много собирательных персонажей, на фоне них чётко прописываются два реальных героя — Довлатов и Бродский. Иосифа Бродского прекрасно исполнил Артур Бесчастный, ранее побывавший в образе «рыжего» в сериале «Таинственная страсть» по произведению Василия Аксёнова и уже тогда уловивший основные черты гения. В новом фильме в зазоре между подлинностью и вымыслом уже прослеживается трудная судьба поэта в изгнании.
Интересен тот факт, что над картиной работал польский оператор Лукаш Зал, снимавший «Иду». Активно способствовала разработке этого фильма и семья Сергея Донатовича.Также особого внимания заслуживает художник-постановщик Елена Окопная (жена Германа-младшего), за художественные достижения получившая «Серебряного медведя» в Берлине. Весь реквизит и костюмы, что засветились в кадре, — подлинные вещи 70-х, что вводят нас в тонкий предметный мир и придают мягкий шарм образам героев. В «Довлатове» есть огромные панорамы Ленинграда, колонны, аркады, переулки, коммунальные квартиры, шелушащаяся штукатурка. Вся перечисленная фактура подчёркивает меланхолию прошлой эпохи.
Творчество Алексея Германа-младшего редко приближалось к мелодичной простоте, доступной для широкого зрителя. В последней работе он нежно и утончённо воспроизводит на экране минувшее время, унаследовав это качество от собственного отца. Мне кажется, что этим произведением режиссёр бросает задумчивый взгляд в сторону злободневных проблем современности, размышляет о месте «неудобного» автора в системе. Таков принцип романтической недосказанности.