Мало Анны. Немного о новом фильме Карена Шахназарова
Меня всегда удивляло стремление режиссеров делать ремейки: ну в чём прелесть переснимать одни и те же сюжеты, неужели нет новых интересных? С экранизациями культовых литературных произведений та же история. Поэтому на «Анну Каренину. История Вронского» Карена Шахназарова шла в кинотеатр со смешанными ожиданиями.
Вроде бы классика, бессмертная история о великой страсти, падении, долге. Но сколько уже было одинаковых, как под копирку сделанных, экранизаций… И да, я из тех зануд, кто считает, что книга лучше любого фильма.
И всё же пошла в кино. Всё-таки хорошо, что кинотеатр «Родина» предлагает зрителям не только кассовых фаворитов из Голливуда, но и новинки русского кинематографа. Да и Карен Шахназаров взглянул на экранизацию с нового ракурса: историю Анны Карениной, роль которой досталась Елизавете Боярской, рассказывает её любовник Вронский, которого играет актёр Максим Матвеев. Причём рассказывает не кому-нибудь, а сыну Анны Сергею. Причём в весьма интересных декорациях – в госпитале на полях русско-японской войны. На этом новшества заканчиваются, и начинается привычный сюжет всем известной со школы драмы.
А, ещё один любопытный момент. Фильм Шахназаров сначала снял для телеканала «Россия», премьера сериала состоялась 17 апреля. И это любопытно, ведь чаще бывает наоборот. Например, «Адмиралъ», «Битва за Севастополь», «Батальонъ» сначала выпускали на большой экран, а уж потом показывали развёрнутую версию по ТВ.
«Изначально это был заказ телеканала "Россия", который совпал с моим внутренним ощущением, что я хотел бы это сделать, и я с удовольствием взялся за него. Когда берёшься за картину, ты просто чувствуешь, что хочешь что-то сказать, и ты можешь что-то сказать, – рассказал в одном из интервью режиссёр Карен Шахназаров. – В фильме есть целый ряд сцен, которые сняты специально под большой экран, они по-другому смотрятся, другая образность в картине, концептуально, идейно там многое другое».
В кинотеатрах покажут сокращённую примерно на две трети версию по сравнению с сериалом. Убраны второстепенные сюжетные линии и персонажи, коих в романе Льва Толстого довольно много. Может быть, от этого полный метр выглядит немного скомканным, сумбурным. Смущает то, что в картине не показано развитие отношений Карениной и графа Вронского, не чувствуется между героями должной страсти. Той, что была, скажем, в недавней экранизации британского режиссёра Джо Райта с Кирой Найтли в главной роли. У Шахназарова Анна вообще получилась какая-то ненастоящая: зритель не чувствует её смятение, отчаяние. Не исключаю, что такова задумка: ну не мог знать истинных чувств Анны молодой франт Вронский.
Разумеется, кинолента сделана мастером Шахназаровым очень масштабно и качественно: шикарные сцены бала, скачек, просто великолепные костюмы. Но мне не хватило накала, эмоций. Однако посмотреть фильм, наверное, стоит, чтобы убедиться, что российское кино ничуть не хуже зарубежного. И что классика бессмертна.
В завершение скажу, что очень удивил один момент. То ли Карен Шахназаров постарался, то ли с возрастом меняется отношение к главным героям всемирно известного любовного треугольника… Но если в юности Алексей Каренин воспринимался не иначе как бессердечный домострой, который завидует страсти молодых любовников, то после просмотра новой экранизации романа у меня появилось сочувствие к этому благородному человеку, который на самом деле по-настоящему любил свою жену.