Знакомство с Екатеринбургом: Башня смерти

Каждый, кто бывал в Екатеринбурге, наверняка видел это сооружение возле цирка. Кто-то называет его достопримечательностью, кто-то – позором города, кто-то – напоминанием о величии СССР. Как бы там ни было, объект привлекает внимание аборигенов и гостей столицы Среднего Урала уже более четверти века. 

История самого высокого сооружения города – Свердловской телебашни – началась в конце 70-х годов прошлого века. Тогда между руководством области, Минсвязи и Минфином СССР были согласованы вопросы, касающиеся проектирования и финансирования строительства телевизионной башни высотой 361 метр. Пока в стране шла подготовка к Олимпийским играм в Москве, для будущей достопримечательности подбирали подходящее место.

Поначалу башню предполагалось поставить на естественной возвышенности. Наиболее привлекательным местом считалась Московская горка, высота которой составляет 275 метров. Однако геологи настоятельно не рекомендовали этого делать. К вопросу подключили Московский институт связи, который создавал проект. Кроме того, у учреждения уже был опыт размещения подобных сооружений: в 1974 году институт принимал участие в выборе места для другого своего детища – телебашни в столице Литвы, городе Вильнюсе. В конце концов, для будущей телебашни выбрали место между рекой Исетью и улицами Декабристов и Степана Разина. На выбор места оказал влияние и то, что вблизи завершалось строительство нового здания госцирка, а значит, отпадала необходимость в новых подъездных путях и коммуникациях. 

Проектная высота Свердловской телевизионной башни составляла 361 метр.

Из них 220 метров приходилось на саму железобетонную башню, и 141 метр – на металлическую антенну. На высоте 188 метров должен был разместиться ресторан с вращающимся полом, как на Останкинской башне. По замыслу проектировщиков ресторан должен был за час делать один полный оборот вокруг своей оси. В стволе башни были предусмотрены два лифта грузоподъёмностью в тонну каждый. А в основании должно было находиться шестиэтажное здание телецентра: первые два этажа были спроектированы «минусовыми», то есть располагались под землёй. В четырёх надземных этажах должны были разместиться столовая, бар, конференц-зал, кабинеты сотрудников, студии и редакция Свердловского телевидения и радио. Вход во весь комплекс должен был осуществляться по подземному тоннелю с улицы Декабристов. А кроме телерадиотрансляционного оборудования, на башне должны были разместиться системы дальнего обнаружения ракет и самолётов «наиболее вероятного противника».

Строительство телебашни начали в 1983 году после того, как была утверждена окончательная смета – 11 миллионов рублей. Основные работы осуществлялись трестом «Спецжелезобетонстрой», который возводил телебашни в Останкино, Вильнюсе и Таллине, и челябинской организацией «Уралстальконструкция».

Сама башня собиралась из железобетонных колец, которые изготавливали прямо на месте строительства.

С завода железобетонных изделий привозили бетон марки «400», поднимали шахтным подъёмником и заливали сваренную заранее арматуру. Высота колец телевизионной башни составляла два с половиной метра. Для изготовления нижних (самых широких) колец телебашни уходило по 64 машины с бетоном, а изготовление одного такого кольца занимало более 10 часов.

Строительство Свердловской телебашни на разных этапах (фото 80-х гг.)

Процесс был не только трудоёмким, но и требовал постоянного контроля качества. Тщательному контролю подвергались как исходные строительные материалы, так и уже готовые элементы конструкции. Уже в 2000-х специалисты, обследовавшие главный долгострой Екатеринбурга, пришли к заключению, что сооружение построено очень «жёстко»: бетон марки «400» год от года становится только крепче, а арматура внутри бетонных колец не имеет доступа к воздуху, а значит, не подвержена ржавлению и старению. Максимальное отклонение верхушки телебашни составляет около 20 сантиметров. По мнению экспертов, даже в недостроенном состоянии телебашня может простоять ещё сотню лет.

Строительство свердловской телебашни активно велось до 1989 года. Причём из выделенных на стройку 11 миллионов истрачено было чуть более двух. Но «перестройка», провозглашённая в 1986-м, начала пробуксовывать, и экономика страны, ведомая командой Егора Гайдара и другими горе-экономистами, стала разваливаться. Обострились социальные вопросы, на решение которых не было денег. Тогда руководство области начало занимать деньги из тех секторов народного хозяйства, которые ещё работали. Бюджет, выделенный на Свердловскую телебашню, уменьшался не по дням, а по часам. До 1991 года строительство объекта ещё велось, а затем, когда счета стройки опустели, было прекращено. На тот момент высота телебашни достигла уровня в 213 метров.

Поначалу телебашню поддерживали в предконсервационном состоянии. В 1993-м даже выбили в Москве деньги на завершение строительства. Москва деньги перевела, но до стройки они не дошли: часть средств попросту украли областные чиновники, остальные деньги перераспределили, в основном на латание дыр в городском бюджете. В конце осени 1993 года стройку покинули последние рабочие – бригада сварщиков «Уралстальконструкции», которые заваривали все входы в недостроенное сооружение.

С тех пор попыток достроить этот объект не предпринималось.

Заброшенный долгострой быстро облюбовали сначала асоциальные элементы, а позднее и любители острых ощущений – альпинисты, руферы, бейсджамперы и другие.

Прыжок бейсджампера с телевышки в Екатеринбурге

Экстремалы с риском для жизни забирались наверх по внутренним конструкциям и внешним лестницам. При этом нередко срывались и калечились, а три человека разбились насмерть. Другая серьёзная опасность заключалась в торчащих то тут, то там остатках стальной арматуры. Многие из тех, кто решался прыгнуть с верхушки башни, этот фактор не учитывали. По неофициальным данным, за прошедшую четверть века 16 человек серьёзно покалечились на арматуре, отброшенные на «тело» башни порывом ветра. 

Облюбовали сооружение и самоубийцы. По официальным сведениям, здесь свели счёты с жизнью четверо жителей Екатеринбурга и один приезжий. Но по слухам, количество самоубийц гораздо больше – от 15 до 25 человек. Именно из-за большого числа смертных случаев Свердловскую телебашню в народе прозвали Башней смерти.

Кроме экстремалов и самоубийц, тянуло на башню и просто любопытных, а также тех, кто, говоря слогом милицейского протокола, «совершал подъём на вершину из хулиганских побуждений». Одно время на самом верху сооружения красовалось самое распространённое в русском языке нецензурное слово.

Металлические конструкции внутри ствола башни

Несмотря на свою мрачную известность, телебашня стала достопримечательностью города.

На сегодняшний день это самое высокое сооружение Екатеринбурга и самое высокое заброшенное здание в мире.

Формально «главный долгострой» Екатеринбурга надёжно охраняется. Однако фотоснимки, сделанные любителями острых ощущений, то и дело появляющиеся в сети, говорят о том, что доступ на объект всё-таки возможен.

Откровенно говоря, глядя на снимки, сделанные руферами с вершины Башни смерти, начинаешь жалеть, что в городе так и не появился ресторан наподобие останкинского «Седьмого неба». 

Екатеринбург с высоты птичьего полёта

Надо сказать, что башня гармонично вписывается в окружающее пространство. А издали так и вовсе не производит впечатления незавершённого объекта. В отличие от стоящего рядом здания цирка. Иностранные туристы часто пишут на форумах примерно следующее: «Смотрели город. Видели телевизионную башню рядом с недостроенным цирком...»

Городские власти не раз уверяли жителей Екатеринбурга, что башню будут достраивать. Правда, при этом делали оговорку: «как только найдётся инвестор». Но инвестор не появлялся, а если и появлялся, то сразу после осмотра сооружения терял всякий интерес к инвестированию. И дело тут не только в дороговизне. С 2009 года в городе и области начало внедряться цифровое вещание, при котором сигнал  распространяется по принципу сотовой связи – много не очень мощных передатчиков, передающих сигнал друг другу, за счёт чего покрываются огромные площади. А при этом «телевизионное» назначение башни попросту теряет свою актуальность. В этой связи уже начинают появляться проекты использования телебашни в других качествах. Так, например, екатеринбургское архитектурное бюро Анатолия Пташника «ПТАРХ» предлагало сделать башню частью собора Святой Екатерины.

Проект-концепция архбюро «ПТАРХ»

Правда, этот проект многие раскритиковали, назвав его китчевым.

Другое предложение может иметь будущее и набирает всё больше сторонников среди горожан и деловых кругов Екатеринбурга. Оказывается, в 30-х годах вблизи Арамиля находился «дирижаблепорт» – 40-метровая вышка, к которой причаливали дирижабли, которые совершали перелёты из Свердловска в Москву.

Дирижабль «СССР В-6» в небе над Свердловском (фото 09.09.1937 г.)

Если у кого-то хватит смелости возродить грузовые и пассажирские перевозки с помощью дирижаблей, то недостроенная телебашня вполне могла бы стать современным «дирижаблепортом». Для этих целей она обладает необходимым потенциалом.

В апреле 2016 года в областных СМИ появилась информация:

«Распорядительная дирекция МУГИСО заключила контракт на проведение комплексного инженерно-технического обследования недостроенной телебашни в центре Екатеринбурга. Специалисты оценят состояние её строительных конструкций и разработают проектно-сметную документацию на консервацию объекта. Проектировщики разработают решения по обеспечению безопасности объекта и созданию защитного покрытия фасада. Оно должно быть эстетически привлекательным, чтобы после консервации телебашня гармонично смотрелась в окружающей застройке. К 1 сентября будет определена окончательная стоимость работ и источник их финансирования. Работы по реконструкции башни не ведутся и в ближайшее время не планируются...»



 Прим. авт.: «зимние» снимки Башни смерти выполнены новосибирским руфером Вадимом Махоровым.