Что творится с педагогами, или Что с нашими детьми не так?
«Воспитывая детей, родители и педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира», — сказал однажды советский педагог Антон Макаренко.
Что творится с нашими педагогами, когда они приходят в школу? Их задачей в нынешних реалиях является не подставить себя «под удар», сделать так, чтобы ученики не нажаловались руководству, в прокуратуру и т. п. А в чём же дело, в чём боязнь? Да, есть учителя, которые обоснованно этого боятся, только их настолько мало, что и не стоит о них говорить. Те же учителя, которые имеют кладезь знаний и пытаются донести их до учеников, терпят бедствие, и вот почему.
Из судебной практики (апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.10.2017 по делу № 33-17016/2017):
«Л. обратилась с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 1" (далее по тексту — МАОУ СОШ № 1) о защите трудовых прав. В обосновании исковых требований указала, что в соответствии с трудовым договором от 01 января 2015 года работала учителем музыки в МАОУ СОШ № 1. В соответствии с приказом ответчика от 02 июня 2017 года она уволена по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации ("Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением работы"). В обоснование увольнения работодатель положил акт служебного расследования, которым установлено, что 15 мая 2017 года на уроке музыки в классе N она, набрав в рот воды, выплеснула её в лицо обучающегося А.; схватила с парты ученика дневник, записала в нём замечание и бросила его обратно. Комиссия пришла к выводу о том, что она применила методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося А. на уроке музыки. Вместе с тем выводы, сделанные комиссией по результатам проведённого служебного расследования, являются несправедливыми, принятыми без учёта всех обстоятельств дела. 15 мая 2017 года ученики школы В. и А. на перемене затеяли драку, которая продолжилась в кабинете на уроке музыки. На её замечания прекратить драку ученики не реагировали. С целью прекратить драку, избежать нанесения травм, она взяла стоявший на столе стакан с водой, набрала в рот немного воды, которой брызнула на дерущихся учеников. После этого ученики обратили на неё внимание, драка прекратилась.
Представитель ответчика сослался на законность и обоснованность увольнения истца по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Указано, что факт совершения истцом аморального проступка нашёл своё подтверждение в ходе служебного расследования. Установлено, что 15 мая 2017 года при входе в класс на урок музыки В. толкнул А., после чего оба ученика стали готовиться к занятиям. В это время Л. подошла к А., развернула его и "плюнула в него водой". Драки между учениками не было, имели место "два толчка". Являясь педагогом, истец должен уметь не только разрешать конфликты, но и предупреждать их. При отсутствии драки Л. создала конфликтную ситуацию, после чего унизила ученика А., "плюнув на него водой изо рта"».
Не правда ли, различное понимание происходящего?
Ещё один пример, когда учителя устраняются вообще от решения конфликта, боясь быть подвергнутым дисциплинарному взысканию или вообще быть привлечёнными к уголовной ответственности. Две ученицы 7 класса общеобразовательной школы постоянно конфликтовали друг с другом, отпускали «красное словцо» друг другу, устраивали драки, проводили «разборки». На просьбу родителей одной из девочек учителя, а также их руководство приняли удобную для себя позицию нейтралитета. Письменные обращения родителей в опеку, прокуратуру, даже уполномоченному по правам ребёнка не дали никаких результатов.
Вывод: кто один — тот не защищён и вряд ли добьётся справедливости. Вроде и камеры в школах уже есть, глаза других смотрят, а почему восприятие так искажается? Для себя сделала вывод об идеализации п. 9, 10 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании». Обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, где учителю при нынешнем применении этих правил и требований проще устраниться от решения конфликта. Это, безусловно, необходимое предоставление таких прав и гарантий, но только без злоупотребления ими. Вызывает глубокое уважение действие и смелость учителя Л. из МАОУ СОШ № 1 города N, которая действительно воспитывает, пусть и не совсем приятно для учеников. Ведь такое поведение наших с вами чад, прежде всего, идёт из семьи.
Очень много противников моему мнению появится после этой публикации, только ведь не стояло задачи убедить кого-то в том, что нужно верить только учителям и не доверять собственным детям. Вовсе нет. Целью публикации является побуждение к внутренней оценке самого себя, покровительства над детьми и оценки, не является ли оно чрезмерным и губительным, прежде всего для самих воспитываемых.
«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко).
Работая в сфере «перевода конфликтов в юридическую плоскость», не раз сталкиваешься с вопросами воспитания детей, видишь разные ситуации и ужасаешься тому, какой монстр может вырасти из того или иного «цветочка жизни».
Считаю, что каждому родителю было бы полезно получить такое обращение от учителей:
«Уважаемые родители! Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как "здравствуйте", "пожалуйста", "спасибо" и "извините", впервые узнаются дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну. Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие. А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре, родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем».
Чем больше и качественнее будет диалог с учителем, тем большее количество знаний учитель сможет дать ученику и тем безопаснее и справедливее станет наше с вами общество.